Ретроспектива «Почти весь Бертолуччи»
Название программы недвусмысленно заявляет о её недоукомплектованности (скажем, по каким-то причинам там не нашлось место «Конформисту»). Главное, что подобный недобор не коснулся главных фильмов маэстро. А представить большее удовольствие для любого уважающего себя киномана, чем просмотр с киноплёнки «Последнего танго в Париже», «Двадцатого века» или «Костлявой кумы», достаточно сложно.
«Садовник» Мохсена Махмальбафа (специальный показ)
В Москву иранец привёз свой последний на сегодняшний день фильм «Садовник» — попытку исследовать феномен бахаизма, одной из самых молодых религий. Чтобы разобраться в учении бахаи, Махмальбаф вместе с сыном (и, по совместительству, оператором) Мейсаном отправился в Хайфу. Исследование превратилось в теософскую дискуссию между отцом и сыном: первый усмотрел в новом веровании духовную связь с пацифистскими идеями Ганди, второй же пришёл к выводу, что абсолютно любая религия по своей природе разрушительна. Махмальбаф, как и прежде, не боится «опасных» тем и не избегает острых углов.
«Сопротивление». Ретроспектива Коста-Гавраса
Политическая составляющая в картинах Коста-Гавраса соразмерна жанровому компоненту (в диапазоне от мелодрамы до триллера), но тонкий математический расчёт вовсе не свидетельствует об авторской отстранённости: фильмы режиссёра представляются искренними, а порой и выстраданными высказываниями (творческая честность на раз оборачивалась для постановщика обострением отношений с разными политическими силами).
В Москве, среди прочих картин режиссёра, покажут и самую свежую его ленту «Капитал», в которой Коста-Гаврас пытается обозначить пресловутый финансовый кризис как часть политического процесса, ведущего мир к катастрофе.
Вуди Аллен глазами Роберта Б. Уайде (программа «Свободная мысль»)
Прочие ленты программы «Свободная мысль» тоже дорогого стоят: все они либо отмечены наградами различных фестивалей и киноакадемий, либо номинированы на призы. В числе последних, кстати, оскаровский номинант этого года от Израиля «Привратники» — обстоятельный «допрос» шестерых бывших руководителей израильской службы контрразведки и внутренней безопасности Шин-бет.
«Наш любимый месяц август» Мигела Гомеша (программа «Португальская эйфория»)
В программе представлено как игровое, так и документальное кино. Помимо уже упомянутого де Оливейры (в Москве покажут его ленту 2010 года «Странный случай Анжелики»), будет продемонстрирована картина «Наш любимый месяц август» Мигела Гомеша («Табу»). Гомеш, начинавший с кинокритики, в конце 90-х перешёл на другую сторону баррикад, первый полный метр («Лицо, которое ты заслуживаешь») снял в 2004-м и теперь по праву считается самым интересным португальским автором. «Наш любимый месяц август» — фильм-матрёшка, сочетающий в себе элементы документального и игрового кино. Условно говоря, снаружи это элегическая документальная зарисовка — путешествие в провинцию (собственно, европейской провинцией можно считать всю Португалию целиком) под аккомпанемент колоритных местных ВИА. Под этнографической оболочкой скрывается трогательная история первой любви (вполне игровая). А в самой сердцевине — классическое «кино о кино», в котором Гомеш играет, в общем-то, самого себя — режиссёра, пытающегося в условиях недостатка финансирования снять фильм с непрофессиональными актёрами.
«Окончательный монтаж» Дьёрдя Пальфи (программа «8 ½ фильмов»)
Данный киноэксперимент никогда не выйдет в прокат (для этого создателям «Монтажа» пришлось бы приобретать авторские права на все использованные кадры, что невозможно по определению; фильм позиционируется как учебный), что автоматически превращает любой показ — один из первых состоялся в прошлом году в Каннах — в событие уникального, эксклюзивного свойства.
«Роль» Константина Лопушанского (основной конкурс)
Самый плодовитый экранизатор произведений братьев Стругацких в «Роли» обошёлся оригинальным материалом. Фон — Гражданская война и два последовавших за ней десятилетия. Герой — провинциальный актёр (Максим Суханов), выдавший себя за другого человека и сыгравший, таким образом, свою главную роль в реальной жизни. Лопушанский, похоже, решил бросить вызов другому небезызвестному Константину Сергеевичу, не отказываясь при этом от привычного для себя притчевого нарратива. Лучше даже не гадать, какая участь ждёт фильм в целом, но присуждение актёрского приза Суханову — вполне вероятная перспектива.
«Только Бог простит» Николаса Виндинга Рёфна (программа «Дикие ночи»)
Кроме картины Рёфна, «дикая» программа, упакованная сексом и насилием, порадует новыми маргинальными лентами из Италии, Польши и Финляндии.
Памяти Алексея Балабанова
В подборку вошли пять лент Балабанова: «Брат», «Жмурки», «Про уродов и людей», «Счастливые дни» и «Я тоже хочу». Кроме того, состоится отдельный спецпоказ балабановской экранизации Кафки «Замок». До полноты картины, конечно, далеко, но получить представление о творчестве «самого российского» российского режиссёра ретроспектива позволяет.
Ретроспектива «Сталинградская битва»
Помимо классических советских фильмов (в списке фигурируют «Дни и ночи» Александра Столпера (1944), «Сталинградская битва» Владимира Петрова (1949), «Солдаты» Александра Иванова (1956), документальная лента Григория Чухрая «Память» (1970) и, разумеется, колосс Юрия Озерова «Сталинград») будут показаны немецкие ленты «Врач из Сталинграда» Гезы фон Радваньи (1958), «Собаки, хотите жить вечно?» Франка Висбара (1959) и «Сталинград» Йозефа Фильсмайера (1992). Само собой, не обойдётся и без голливудско-европейского блокбастера Жана-Жака Анно «Враг у ворот» (2001).