На этой неделе на канале «Россия 1» закончился показ первого сезона сериала «Родина» Павла Лунгина, и тут, как говорится, невозможно смолчать. Хотя бы потому, что американский «Homeland» нежно любим и в целом прекрасен. Собственно, ровно этим почин Павла Семеновича в первую очередь и интересен. Есть заокеанский аналог (именно аналог, оригинал сняли израильтяне), есть российский продукт. Сравнивай, сопоставляй, делай выводы. При этом, правда, необходимо учитывать два принципиально важных нюанса: «Homeland» и на внутреннем рынке — работа экстра-класса, с которой по определению трудно тягаться; для целевой аудитории «России 1» любые рассуждения об аналогиях и сравнениях носят условно-метафизический характер, кто такие Кэрри Мэтисон и Николас Броуди она (аудитория) просто не знает.
Любить по-русски
1999 год. Майор ГРУ Алексей Брагин (Владимир Машков) возвращается в Москву героем, после освобождения из шестилетнего плена на Северном Кавказе (слово «Чечня» в кадре упорно не произносится). Дома его ждёт жена (Мария Миронова), закрутившая роман с братом Брагина Дмитрием (Владимир Вдовиченков), и двое детей. Общие восторги прессы и общественности не разделяет Анна Зимина (Виктория Исакова), эксперт-аналитик контртеррористического центра. Её источник сообщил, что в столицу скоро прибудет перевербованный террористом № 1 Бен Джалидом офицер, цель которого — крупный резонансный теракт. Анна делится подозрениями со своим наставником и учителем Вольским (Сергей Маковецкий), но тот лишь говорит «Интересно!» и «Тебе надо отдохнуть».
Восприятие «Родины» на протяжении 12 серий проходит несколько реперных точек, от недоумения до какого-никакого интереса. Первый эпизод, снятый практически под копирку с «Homeland», вызвал, мягко выражаясь, противоречивые чувства. Возникло ощущение, что труппа юмористического журнала «Ералаш» пересказывает тебе «Божественную комедию» Данте. Вроде всё по нотам и не бесталанно, но тремя регистрами ниже (или выше). Ближе к середине, когда у сериала возникает уже собственный контекст, просмотр приобретает черты осмысленности. Да, Вдовиченкова второй раз подряд бьют за адюльтер, да, мощнейший артист Маковецкий выглядит здесь как олдхипстер (это в 1999 году-то) и ему категорически нечего играть, да, артистка Исакова по всем статьям проигрывает Клэр Дейнс, однако житейская мудрость из серии «плохонький, но свой», начинает виражировать в сознании всё активнее и настойчивее.
Вся дилемма восприятия сводится к одному очень простому вопросу: вспоминаем мы во время просмотра «Родины» сериал «Homeland» или нет. Если вспоминаем — пиши пропало, если нет — есть за что зацепиться. Скажем, Владимир Машков явно играет «с нуля», и выдаёт не нашего Броуди, а именно майора Брагина. К «Родине» Лунгина вполне применимо определение «версия». Они же (версии) могут быть разными. Не на уровне хуже-лучше, а просто другими. В этом смысле проделанная работа вполне имеет право на жизнь.
Конечно, Павел Семёнович прокатил с ветерком всего лишь на Ладе Приоре, что само по себе удовольствие на любителя. Но до пункта назначения всё-таки довёз, и на этом спасибо.
КОММЕНТАРИИ 16
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Копируют вполне очевидным образом американскую версию, а от израильской отталкиваются. По-другому и быть не может. Без оглядки на оригинал римейк не снимешь.