НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Подборки
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    10 лучших отечественных фильмов ужасов

    , 58

    С 31 марта в российском прокате – «Маршрут построен» Олега Асадулина, новый хоррор от создателей «Пиковой дамы». По этому случаю «Киномания» решила вспомнить 10 самых пугающих российских фильмов за всю историю.

    1) «Вий» (1967) 

    Реж. Константин ЕршовГеоргий КропачевАлександр Птушко

    Самый очевидный отечественный фильм ужасов, замаскированный под сказочную экранизацию повести про демона с длинными веками. Но мало кто знает, что «Вий» был снят в ответ на культовый хоррор Марио Бавы «Маска смерти» (1960), который формально тоже был снят по гоголевским мотивам (пусть и очень отдаленным). 

    «Советский кинематограф просто не вправе отдавать на откуп зарубежным ремесленникам право пользования, к тому же хищнического, сокровищницей русских классических литературных сюжетов, – писали режиссеры Константин Ершов и Георгий Кропачев в своей заявке руководству «Мосфильма». – Наш фильм задуман в прямой полемике с поделками подобного рода: будучи произведением фантастико-феерическим по своей образной сути (в соответствии с первоисточником), по жанру своему он должен быть народной комедией, полной земного здорового юмора, прежде всего реальной картиной народной жизни, в которую так органично входит сказочность и буйство фантазии…» 
    Однако, вопреки общему тону текста (явно неискреннему, как всегда в таких случаях), по снятому фильму кажется, что создателям «Вия» работа Марио Бавы все-таки понравилась. 

    2) «Дикая охота короля Стаха» (1979) 

    Реж. Валерий РубинчикСкромный этнограф (Борис Плотников), приехавший в белорусское Полесье собирать фольклор, знакомится здесь с красавицей-дворянкой, над которой довлеет родовое проклятье. 
    Киностудия «Беларусьфильм», которая исправно поставляла в советский прокат фильмы о подвигах партизан (чем даже заслужила негласное прозвище «Партизанфильм»), на излете 1970-х вдруг выдала настоящий готический триллер. «Неглавный режиссер Рубинчик экранизировал забытого Короткевича  вышло, как если б Тарковский поставил Эдгара По», – писал в знаменитом путеводителе «Афиши» кинокритик Алексей Васильев, и был прав. Ну разве что совсем чуть преувеличил. 

    3) «Десять негритят» (1987)

    Реж. Станислав ГоворухинПоставив двух самых популярных западных авторов в СССР, Марка Твенаи Жюля ВернаСтанислав Говорухин, наконец, взялся за третьего. Его версия «Десяти негритят» Агаты Кристи – это математически выверенный детектив, какого не делали у нас ни до, ни после, упражнение в стиле, чего вряд ли ждешь от такого режиссера. И хотя здесь нет жестоких сцен убийств, а преступник – живой человек из плоти и крови, история десяти грешников, запертых на острове в ожидании смерти, пробирает не хуже хоррора. Особенно – последний акт. 

    4) «Господин оформитель» (1988) 

    Реж. Олег ТепцовВ начале XX века петербургский декоратор с богоборческими амбициями (Виктор Авилов) совершает спорный с точки зрения морали поступок – использует внешность умирающей красавицы для своей новой куклы. Через годы он встречает девушку как две капли воды нее похожую и влюбляется как дурак. 
    Предвестник повального увлечения Серебряным веком, фильм Тепцова снят по мотивам рассказа Александра Грина (адаптировал его Юрий Арабов). Медленный, эстетский, гипнотический (благодаря прекрасной музыке Сергея Курехина) «Господин оформитель» пусть и не пугает до чертиков, но прекрасно погружает в атмосферу русского декаданса рубежа веков. 

    5) «Прикосновение» (1992) 

    Реж. Альберт МкртчянРасследуя самоубийство женщины следователь (Александр Зуев) нападает на след подстрекателя, однако не имеет никакой возможности его поймать – злодей умер 12 лет назад и теперь пакостит с того света. 
    Этот фильм от создателя «Земли Санникова» перепахал едва ли не каждого, кто успел посмотреть его в кинотеатре в начале 1990-х. Неслучайно, у людей этого поколения «Прикосновение» осталось самым страшным впечатлением на всю жизнь – достаточно почитать комментарии и записи в блогах. Удивительно, но напряжение нагнетается минимальными средствами, за счет музыки и работы оператора (особенно это заметно по сцене на кладбище). Спецэффекты здесь, конечно, тоже есть, но они точно не выдержали испытание временем. 
    К слову, «Прикосновение» – одна из первых работ в кино композитора Леонида Десятникова

    6) «Немой свидетель» (1994)

    Реж. Энтони УоллерВ Москву, как будто застрявшую в 1950-х, приезжает работать американская съемочная группа. Немая девушка-гример Билли (ее почему-то играет выпускница ГИТИСа Марина Зудина) случайно становится свидетелем, как ночью на студии тайно снимают снафф. Никто ей, естественно, не верит, но эти злые русские не могут оставить ее в живых. 
    Накануне и после распада СССР отечественная копродукция с западными странами стала обычным делом. Было снято даже несколько совместных фильмов ужасов, большинство из которых хочется забыть как страшный сон, но не этот. Больше всего здесь удались сцены, где преследователи играют с жертвой в «кошки-мышки» – из родной, потресканной фактуры еще никогда не высекали саспенс такого уровня. 
    Из забавного – здесь есть даже Олег Янковский в шляпе и плаще (он играет кого-то вроде шпиона из времен «холодной войны»), а в одной сцене в роли главного злодея появляется никто иной как Алек Гиннес, Оби-Ван Кеноби из «Звездных войн» и полковник Николсон из «Мост через реку Квай». 
    «Немой свидетель» провалился в международном прокате, хотя был благосклонно принят критикой и даже номинирован на «Сатурн» в категориях «лучший хоррор» (уступил «От заката до рассвета») и «лучшая актриса» (Марину Зудину обошла Анжела Бассетт из «Странных дней»). Зато в России Григорий Ряжский и Александр Атанесян получили «Нику» как лучшие продюсеры года. 

    7) «Змеиный источник» (1997)

    Реж. Николай ЛебедевСимпатичная практикантка (Екатерина Гусева) приезжает поработать в провинциальную школу, и одновременно в городке начинают происходить серийные убийства. Маньяком может оказаться каждый – строгий директор (Ольга Остроумова), ее секретарь-подхалим (Евгений Миронов) или фотограф Андрей (Дмитрий Марьянов). 
    В середине 1990-х годов новое руководство студии Горького запустило проект «малобюджетного» кино – производство ультрадешевых жанровых фильмов с перспективой окупаемости. Самым успешным из них, наверное, оказался, дебют Николая Лебедева – будущий режиссер «Легенды №17» и «Экипажа» снял в реалиях российской глубинки нечто среднее между Хичкоком и Ардженто и сделал это на удивление хорошо. 

    8) «Упырь» (1997) 

    Реж. Сергей ВинокуровВ еще один провинциальный городок 1990-х, где вампиры вросли в криминальную элиту и терроризируют жителей, приезжает настоящий охотник за нечистью (Алексей Серебряков). 
    Второй фильм из той же «малобюджетной» серии студии Горького, но уже в жанре кровавого боевика (хотя и не без артовских претензий). Снял его Сергей Винокуров (выпускник «Мастерской первого фильма» Алексея Германа) по сценарию Константина Мурзенко и легендарного питерского кинокритика Сергея Добротворского. За кадром играет музыка группы Tequilajazzz. 

    9) «Мертвые дочери» (2007) 

    Реж. Павел РуминовВ середине 2000-х сразу несколько доморощенных хорроров боролись за право стать «первым российским фильмом ужасов». Без сомнения, «Мертвые дочери» Павла Руминова были самой амбициозной попыткой из них – режиссер надумал перенести на отечественную почву модный тогда J-Horror про жутких длинноволосых девочек. На какой-то момент Руминов превратился в главного в стране специалиста по ужасам – например, сделал зловещие титры к сериалу Хотиненко «По ту сторону волков», доснял вместо ушедшего режиссера «Путевого обходчика».
    Еще до премьеры «Мертвые дочери» обросли множеством легенд и слухов, но после выхода в прокат страсти быстро улеглись – критики разнесли кино в клочья, бокс-офис не позволил даже окупить затраты, американцы, купившие было права на ремейк, так ими и не воспользовались. Тем не менее, по прошествии времени, очевидно, что «Мертвые дочери», при всем вымученном эстетстве, остаются одним из самых страшных российских фильмов. 
    Недавно режиссер снова взялся за старое и снял ортодоксальный слэшер «Дизлайк», который должен выйти до конца этого года. 

    10) «С.С.Д. (Смерть Советским Детям)» (2008) 

    Реж. Вадим ШмелевПод предлогом съемок реалити-шоу убийца в маске лошади заманил в заброшенный пионерлагерь молодых ребят, чтобы с их помощью воплотить кровавые сюжеты из пионерских страшилок. 
    Еще один потенциально крутой проект, не оправдавший надежд. Великолепная идея – экранизировать любовно собранный когда-то Эдуардом Успенским и Андреем Усачевым городской фольклор про Красную руку, Черную простыню и Зеленые пальцы – оборачивается ничем. В фильме от этих историй мало что осталось, так как местный маньяк уж слишком полагается на собственную фантазию. 
    Зато в кадре можно увидеть теледиву Анфису Чехову в роли ведущей, звезду «Стиляг» Евгению Брик и многообещающего актера Дмитрия Кубасова, который затем уйдет в документалисты («Зима, уходи!»).
    КОММЕНТАРИИ 58
    Подборка хорошая, но повод пустой. Что "Пиковая дама" ожидаемо получилась поделкой по мотивам, что будущий "Маршрут построен" будет таким же, даже не сомневаюсь.
    Мамащке...Вий и 10 негритят в одном списке с ссд, в которым страшно было только оттого, что подобное дерьмище в принципе может кто-то снять? Вы серьезно?
    юленьку или катеньку, или как ее там, с башаровым еще забыли. Без нее список "лучших отечественных фильмов ужасов" будет неполным.
    А Вы текст читали? Там написано же, что в ССД крутая только идея
    Читала. И этого, по-вашему, достаточно? Для включения в топ лучших фильмов, да еще вместе с классикой? Этак можно любой фильм, даже от камеди клаб продакшен считать "лучшим", с оговорочкой про "крутую идею, которая не оправдала надежд".
    "Лучших" в данном контексте значит "важных" - по тем или иным причинам. ССД - это первый слэшер, который к тому же впервые использует городской фольклор. Мне показалось, что этого достаточно.
    И он ужасен, до смешного туп и по всем статьям провален. Впрочем, это ваш список. И ваш сайт, конечно же.
    "Важный" и "лучший" - совершенно разные понятия. Но все равно, как ни крути - ССД не подходит не под одно из них. Такие вещи просто нивелируют все выше написанное...
    Тут дело в том, что не из чего выбирать-то. Попробуйте составить TOP 20. Неужели и в TOP20 не попадет С.С.Д.? А раз не из чего выбирать, то и не надо удивляться, что кино тут. Оно отстойнейшее, но лучше подходит под жанр, чем шикарные "10 негритят". Грустно, да. Согласен.
    Действительно, выбирать не из чего, не было в традиции нашего кино данного жанра. Поэтому качественного продукта соответственно тоже. Ну тогда и топ ради топа высасывать не надо. 10 негритят очевидно что совершенно не в тему, как и некоторые другие.
    Если нет достойных представителей для десятки, то можно в другой рубрике упомянуть о проекте. Список нелепейший.
    Последние две ленты точно не в кассу. Да и "Десять негритят" скорее триллер, и легко меняется на того же "Поклонника" Лебедева, если следовать подобным допущениям. От себя бы добавил: "Семья вурдалаков", "Пьющие кровь", "Жажда страсти" и "Люми" на десерт)
    Если уж совсем строго, тут во всем списке почти нет чистого хоррора, а какой то смежный жанр. "Поклонник" - тоже крутой, но тогда будет слишком много Лебедева. На самом деле, много чего не влезло. Мне из кооперативного кино еще "Псы" Светозарова нравятся, но их точно фильмом ужасов будет нельзя назвать))
    "Псы" это пожалуй постапокалипсис, а "Люми" комедия ужасов. Шикарные фильмы кстати говоря получше большей половины вышеперечисленных.
    Подборка хороша. (Ну кроме последних двух кажется ). По крайней мере теперь знаешь, если взбредет , какой славянский ужастик посмотреть. ... А Виктор Авилов это наш Кристофер Уокен ! ... Стоит лишь появиться ему в кадре - как сразу мысль - "сейчас будет что-то стремное"...
    Хочется верить, что С.С.Д попал в этот список по причине непроизвольного моциона кота по клавиатуре, и вскоре будут заменен на порядок более достойными "Псами" Светозарова.
    В тексте к "Мертвым дочерям" ошибочка - "...купившие было права на ремейк, так ими не воспользовались. " ... "так ими И не воспользовались". ... Неравнодушный к чистоте Великого и Могучего. ...
    Спасибо, поправили
    Странно, но я уверен, что смотрел «Немой свидетель» раньше 1994, так как работал над сценарием другого фильма еще в 1993, который придумал как раз под влиянием этого.
    Какого, если не секрет? Любопытно.
    8 миллиметров
    Всегда считал что сценарист 8 миллиметров вдохновлялся Проколом Брайана ДеПальмы 1981 года.
    Я смотрел Прокол только один раз, на затертой видеокассете с моноголосовым переводом. До сих пор понятия не имею о чем был фильм. Помню только то, что там Травольта в драматической роли, что тогда было для меня чем то экзотическим.
    Мне кажется, столь малое количество фильмов ужасов у нас в стране обусловлено нашей историей. Народ, который пережил Великую отечественную войну, вот, где настоящие то ужасы..Если даже фильмы о войне без крови и насилия смотреть невозможно без слез, взять, к примеру "Баллада о солдате"..А свои ужасы пусть запад оставит себе, с реками крови, отрезанными конечностями и проч. Всё пытаемся маниакально копировать западные фильмы, У нас своя история, и два первых фильма в данной подборке подтверждение этому.

    Накануне и после распада СССР отечественная копродукция с западными странами

    прочитал как копропродукция. По-моему, не сильно ошибся.
    Либо название статьи поменяйте на какие-нибудь "тревожащие", либо список пересмотрите, чтобы избежать фиаско как профильного редактора. "Десять негритят" ни в каком месте и ни в какой степени не ужасы. Лучше подборку классических детективов сделали бы, как и жанр таковой в советском кино развит был, так и выбрать из чего есть.
    В анонсе же указан критерий - "список самых пугающих фильмов". Просто если опустить "Десять негритят", то первая же претензия будет, почему их не включили. Подборка детективов возможно случится, когда появится подходящий инфоповод.
    Первая претензия была бы к ссд. Не могу представить кто мог бы предъявить о негритятах. Слишком плохо думаете о здешней аудитории.
    Вы комментарий, на который я отвечаю, читали?
    Николай, давайте без лирики. Ответьте на вопрос, на чем основано предположение о первой претензии о 10 негритят.
    Потому что этот фильм есть почти во всех других подобных списках. И, пожалуйста, перечитайте сопровождающий текст - там же написано, что это детектив, но пугающий не хуже хоррора.
    А, всё ясно, просто промониторили списки. А ваше мнение тоже может быть интересно. Оно соотносится с списками?
    Как ни странно, есть, и оно отражено в материале.
    Николай, спасибо за комментарий. Словосочетание "пугающие фильмы" еще не предполагает конкретный жанр картин. В анонсе можно многое написать, но название статьи, где черным по белому и белым по черному подразумевает абсолютную определенность . Это называется тематическое несоответствие. Думаю, это очевидно. Помидоры и яблоки могут быть одинаково вкусны, но в одну банку их не закатывают.
    Изменить название самой статьи на те же "пугающие" из анонса, а не ужасы. Тогда будет просто субъективная авторская статья, но уже без расхождения темы с ее содержанием. Это касательно "негритят". По-моему лучше все-таки сами фильмы смотреть, а не списки, в которых часто намешивают всего подряд. Это личное мнение, разумеется, не советы по работе.
    не хватает Проклятия долины змей... По моему очень хороший ужастик...
    Для меня самыми страшными советским фильмом стал "Убить дракона" - вот просто без идеологию как детский кошмар он меня вставлял на ура.
    Согласна с заголовком - что-то в нем не то.
    В Советском Союзе не снимали фильмов ужасов. "Вий" - это скорее сказка. Страшная, но сказка. Даром, что фильм заканчивал великий советский режиссер-сказочник Птушко. В "Морозко" - тоже есть элемент ужасов - медведь-оборотень, дед мороз из-за недосмотра которого замерзла-умерла девушка, ходячие деревья... Помню, как пугались в детстве "Собакой Баскервилей" и ночью по углам мерещилась пестрая лента... Элементы ужасов в нашем кино были. Но в основном это было в фильмах "для детей и юношества" Ужасы, вплоть до недавнего времени, были - низким жанром, как и любимый Тарантино трэш. "Господин оформитель" - с него надо было начинать список. Считаю первые три фильма - нелепой попыткой подогнать под статью несуществующее. Когда-то низкий жанр по мере того как всё большую роль стали играть деньги в нашей жизни размыл более-мене чёткие границы кино. Для нас эти границы пали с развалом нашей страны. По-моему именно с этого времени и надо было вести отсчёт.
    А не выдавать желаемое за действительное
    The Last Starfighter, страшных фильмов многое количество было снято, только это не жанр ужасов. Напримар Сатана Аристова 1991 года очень страшный по сути, но это триллер по жанру, или Чекист Рогожкина 1992 года, но это опять же исторический триллер, или Иди и смотри Климова 1985 года, одна сцена с заклееным ртом Кравченко...
    DiRoD, согласен, я о том же.
    Примеров страшных фильмов в нашем кино можно много привести, но автор озаглавил свою статью конкретно - ужасы
    Кто-нибудь объяснит, почему удаляют комментарии пользователей, имеющие непосредственное отношение к материалу?
    У меня тот же вопрос
    Ваш комментарий был удален по ошибке, приносим извинения Комментарий DiRoDа был удален как не имеющий отношения к материалу
    То есть критику уже отменили да? Вы бы лучше объяснили, почему пошли бы претензии об отсутствии в списке именно 10 негритят, вы что, и правда не понимаете что все считают их здесь неуместными?
    Насчёт коммента о публикации главвреда, та извольте, сами просили предложения и пожелания. Короче политика двойныхстандартов, всё ясно.
    И какое было здесь от Вас пожелание? Сформулируйте, чтобы можно было Вас понять Критика - Ваше право. Но на счет того, что "все считают", я был бы поосторожнее в выводах. У текста несколько тысяч просмотров, а претензии предъявили несколько человек. Но опять же - пишите, это Ваше право
    Претензии предъявили самые рисковые и не ленивые, но вы ведомы статистикой, чего уж там.
    Суть претензии очевидна, соответствие качества материала названию портала.

    У текста несколько тысяч просмотров, а претензии предъявили несколько человек.

    Господи, ну не в детском саду же, кол-во просмотров с кол-вом активных пользователей не путайте)
    kinolife, с возвращением! ) "Господи, ну не в детском саду же" - не берусь судить в саду или нет, но факт - полная ориентация на счетчики, как на курсах MBA учат. Все остальное побоку. Эти счетчики уже не в первый раз используется в качестве последнего контраргумента.
    Balrog, рад видеть ! Да Билан вот позвал, а тут уже в ритме танцев)
    В рубрике Новые комментарии начали публиковать главвреда... достаньте ваши носовые платки.
    Вот и к чему это?
    Это к тому, что мнение редактора должно выражаться в материалах, а не в комментах к ним.
    Как пожелаете. До свидания
    Николай, вы только не поймите не правильно. Только надеюсь что стратегия всё ещё предполагает сохранения части духа прежней Киномании. Слишком простые материалы выдаёте. Прочитайте статьи Князькова, рецензии Никулина или Гнедича на худой конец и комменты к ним. Никого не хочу лично обидеть, но и молчать не могу.
    Дирод, это конец. Я тоже указал на то, что автор статьи даже не знает, что кинематограф входит в определние шоубизнес. Мое сообщение удалили, а материал не исправили. Из этого я понял, что этот сайт теперь принадлежит тем же барыгам, о которых я все время говорю.
    Читаю комментарии и в памяти всплыли слова песни из к/ф Александр Невский "Пусть ярость благородная вскипает как волна, Идёт война народная, священная война!" Эти баталии даже интереснее новостей.
    Ваша правда. Не знаю, случайно это получается, или так задумано. Запостить материальчик, дальше активные пользователи сами устроят вал сообщений, а пассивные, наблюдая за рефлексией, накрутят счетчик ... Делайте выводы ))
    Добавьте уже ссылку на новость в модуле комментариев.
    Ну что вы пристали со своей ссылкой )) Ее там отродясь не было, а капитан данного судна ориентируется исключительно по приборам. Да и смысл этого раздела утрачен - туда попадает все подряд, впрочем, это относится и ко всему судну в целом...
    Просто перечислю несколько фильмов ещё - Семья вурдалаков, Хаги-Трагер, Пьющие кровь, Поклонник, Тот кто гасит свет, Шоппинг-Тур и даже пожалуй Юленька всяко лучшее чем С.С.Д
    А где "Зелёный слоник" в этом списке?? Кажется более жуткого фильма ещё ни кто не снимал...

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.