Простой мальчишка из маленького городка в Вирджинии Десмонд Досс (Эндрю Гарфилд) вырос в неблагополучной семье. Его отец Том (Хьюго Уивинг) вернулся с фронта Первой мировой войны другим человеком: отягощенный виной за гибель товарищей, он пристрастился к пьянству и домашнему насилию. Глядя на него, Десмонд дал клятву никогда не брать в руки оружие, что не помешало ему записаться в добровольцы после атаки японцев на Перл-Харбор. В «учебке» убеждения Досса понимания не находят. То его направляют на осмотр к психологу, то вовсе отдают под суд. Пройдя через унижения начальства и сослуживцев, рядовой отправляется на Окинаву в качестве медика, вооруженный лишь карманной библией и любовью к ближнему.
Десмонд Досс – реальный герой Второй мировой войны, один из тех, чью биографию заучивают в американских школах. Не сделав ни выстрела, рядовой вынес на своих плечах 75 раненых. Досс стал первым в истории «уклонистом», получившим почетную медаль «за отвагу», чем вдохновил сотни солдат. Отказ от ношения оружия в годы войны по религиозным соображениям – важный архетип американской истории. Таких, как Десмонд, было немало, но именно он стал олицетворением так называемых «солдат-пацифистов».
Прошло десять лет с момента выхода последнего фильма Мела Гибсона «Апокалипсис». Скандальная слава режиссера, в частности, связанная с довольно неоднозначной картиной «Страсти Христовы», усугубилась репутацией антисемита и заядлого пьяницы, с которым лучше вообще дел не иметь. «По соображениям совести», на первый взгляд – фильм примирение, возвращающий режиссера к героическому эпосу его «Храброго сердца». Но, несмотря на старомодность и консервативный пацифизм, в нем, пожалуй, гораздо больше самого Гибсона, чем в какой-либо его режиссерской работе.
Структурно «По соображениям совести» следует традициям антивоенных фильмов прошлого. Идиллическое начало, повествующее о детстве и любви юного Досса сменяется суровыми буднями строевой службы с утомительными пробежками и сержантом Ховеллом (Винс Вон), орущим в лицо простодушным новобранцам. Гибсон не отпускает своего героя ни на шаг, история развивается в чистом восхищении столь цельным и по-христиански простым парнем. Порой это выглядит даже слишком грубовато и неубедительно, но документальная достоверность истории полностью оправдывает ее патриотический пафос.
«По соображениям совести» целиком состоит из этических и эстетических контрастов. Как смысл веры и любви открывается лишь при столкновении с ненавистью и страхом, так и патетический пролог сменяется безжалостным адом войны, отрицающим все человеческое. В сценах битвы на Окинаве Гибсон превзошел себя, даже потеснив знаменитое взятие пляжа Омаха из «Спасти рядового Райана». Режиссер натурально вовлекает зрителя в бессознательный хаос бойни, в которой гибнут все утвержденные в прологе идеалы. Посреди ада выживает лишь вера щуплого медика, каким-то чудом спасающего одного за другим под непрекращающимся свинцовым огнем.
Для Эндрю Гарфилда роль Десмонда Досса, безусловно, настоящий прорыв. Бывший Человек-паук под руководством Гибсона весьма органично проследовал путь своего героя от добродушного деревенщины до святого мученика. Мужественную поддержку актеру составили Винс Вон и Сэм Уортингтон в роли капитана Гловера, своего рода неверующего фомы.
Новый фильм Гибсона не избежал недостатков, присущих и его прошлым работам. Его легко обвинить в расизме, наблюдая довольно издевательское изображение японских солдат, или христианском фанатизме, что тоже не будет безосновательно. «По соображениям совести» – чисто авторское кино, наполненное противоречиями и искренностью его автора, оправдывающими неоднозначность фильма и делая его чем-то большим, чем пацифистский манифест или религиозная проповедь. Прежде всего, это фильм о смелости быть собой, отстаивать свои убеждения, вопреки всему. И этому принципу следует сам Мел Гибсон.
Рецензия на фильм «По соображениям совести»
16 ноября 2016, 17:45:56
9
,
В прокат выходит новая режиссерская работа Мела Гибсона «По соображениям совести», которую пришлось ждать 10 лет. Кирилл Горячок нашел в ленте не только достойный сюжет и одну из лучших батальных сцен, но и иллюстрацию убеждений самого постановщика.
ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
- I
- B
- Цитата
- Спойлер
Почему же наши соотечественники снимают такое никчемное кино, вроде Викинга или про бомбежку в Чертаново?! Почему у нас сцены любви такие, что хочется закрыть глаза ребенку, а не вдохновляющие и заставляющие трепетать от возвышенности эмоций? Мы все подкалываем Америку... "Пластмассовая нация" - Думаем мы. Но до этой "пластмассовой нации" нам очень далеко. Так далеко, что мое личное предложение - вообще не гнаться, а идти своим самобытным путем, так как берем от их тенденций только самое плохое (в частности в КИНО), и видим в них то, что в нас самих с избытком. Этот фильм о вере. В Бога, в человека. О любви. Искренней, лишенной надменности. О войне. О жизни и смерти. О силе духа. После просмотра все свои проблемы кажутся такой ерундой... Хочется благодарить и благодарить жизнь. Кино излучает добро, даже там, где оно бок о бок с ужасом. Метафоричное, контрастное, местами алогичное. Режиссер - Мел Гибсон, тот самый Мел Гибсон. Он всегда делал мощные фильмы, взять даже про племя Майя... Но это - по истине шедевр, вне религии, вне расовых предрассудков. В основу фильма легла правдивая история американского ветерана Дэзмонда Досса, который прошел непростой путь от человеческого недоверия, пренебрежения до героического подвига не ради чего-то, а вопреки. Фильм раскрывает вопросы веры... Как могут гибнуть молодые люди? Как Бог объяснит все эти смерти? Советую всем кто любит не только лицезреть, но и вникать... Почему же наши великие режиссеры во главе с Федором Бондарчуком снимают такую муть? Где же тот самый революционный российский режиссер который вернет России кино? Почему бы нам не взять одну из миллиона историй НАШИХ ветеранов и не снять современную мощную по спецэффектам и эмоциональной подоплеке картину, которая не только потрясет всех игрой и красотой актеров Козловских и Безрукавых, но и будет выражать идею, чуть более глубокую и более нравственную....
Помню, в школе, мы ходили к ветеранам. Сколько слез из стареньких глаз... Сколько БОЛИ... Такие истории, что можно с ума сойти от нехватки объема сердца, дабы пережить хоть частичку того опыта.. Ведь у нас могучая история. Могучие люди, но почему я сейчас пишу отзыв про американский, чужой фильм? Потому что это шедевр. Фильм имеет максимальный рейтинг в интернете. Я лично не ревела, но проживала каждый кадр. Отдельное спасибо режиссеру за БЛАГОРОДСТВО в этом кино. Как благородно он срежиссировал момент поражения японцев... Харакири. Сохранил достоинство. Приятно. Впечатляюще. Да слов нет... Фильм в моем рейтинге на самых высоких позициях.