Рецензия на анимационный фильм Генндия Тартаковского «Монстры на каникулах 3: Море зовёт»

Алексей Филиппов разглядел в триквеле популярной франшизы занимательный аттракцион на щекотливую тему и влияние пионеров анимации.

Граф Дракула — менеджер с многовековым стажем по управлению замком-отелем в готическом стиле со звучным названием «Трансильвания». Он не только выстроил сравнительно успешный бизнес по обслуживания забот монстров всех сортов, но и справился с функциями отца-одиночки, воспитав дочь Мэвис. Та, впрочем, оперативно стала нарушать папины запреты, продиктованные многолетним недопонимаем людей и чудищ, — и влюбилась в человека, да еще какого — раздолбая Джонни. Следом свадьба и рождение сына Денисса — и вот граф Дракула, перемерив все социальные статусы от «нежного отца» до «уморительного дедушки», чувствует новый прилив одиночества. Мэвис решает отвлечь любимого старика-отца — и устраивает монстрам настоящие каникулы: в путешествии на круизном лайнере в Атлантиду. Там гоп-компанию разудалой мертвечины ожидают яства, развлечения, курортные романы, а также встреча с закадычным врагом.

Разудалая трилогия «Монстры на каникулах» Генндия Тартаковского, создателя мультсериала «Самурай Джек», за шесть лет существования прошерстила все ключевые стадии отношения отцов и детей. Сначала Дракула смирялся с тем, что повзрослевшая дочь не просто «вылетит из гнезда» (причем буквально — обратившись летучей мышью), но и выйдет замуж за максимально несимпатичного ему проходимца, рожденного в чуждой культуре. Вместе с приятелями преимущественно из пантеона монстрических божеств Universal (вроде монстра Франкенштейна, Человека-невидимки и Человека-волка) он учился терпимости к людям с их гаджетами и склонностью к скоротечности жизни. В сиквеле Мэвис получила возможность ощутить на себе радости родительства, а Дракула — извлечь из бесконечного жизненного опыта пятьдесят рецептов дедушкиной заботы, а также (снова не без помощи друзей) перебороть эгоистичное желание обратить Денисса исключительно в свою «веру». Третья часть закономерно дошла до темы наиболее щекотливой: пришло время взяться за личную жизнь Дракулы (да, пожилые тоже делают это).

Надо заметить, что Тартаковский выбрал для разговоров на столь бытово-интимные темы максимально подходящий формат. «Монстры на каникулах» объединяет в себе сразу три жанра, к которым раньше относились с известной долей снисходительности: хоррор, комедию и анимацию. Вооружившись хоррор-звездами времен Золотого века Голливуда (Дракула и Ко), он наградил их фейерверком гэгов в духе немого кино и остротами в диапазоне от обаятельных каламбуров до лобовых, но по-своему уморительных панчлайнов. В гротескной же анимации угадываются и любовь Тартаковского к комиксам, и влияние братьев Флейшер. Именно создатели Бетти Буп догадались превратить моряка Попая из героя комиксов в популярного мультперсонажа, про которого режиссер «Монстров» даже хотел делать 3D-мультфильм, но не срослось (зато одна из героинь недвусмысленно на Попая похожа). Центральной же идеей такого жанрового микса спокойно становится подрывная для кого-то мысль, что одна любовь на всю жизнь — полная чушь, а сексу все возрасты покорны. Символично, что чуть раньше её же обыгрывали в сомнительной комедии «Книжный клуб», но тут все-таки сказывается вопрос стилистики.

Пускай хоррорам, комедиям, а порой и мультфильмам порой позволено «наивно» задавать неудобные вопросы в адрес вековых устоев, все-таки не последнюю роль играет пресловутое исполнение. И тут Тартаковский, оставшись не только на режиссерской позиции, но и добравшись до сценария (бригада авторов менялась на каждой части), превратил «Монстров на каникулах» практически в образец площадного театра, почти в безрассудную анимацию тех же 1930-х, когда публика всех возрастов штурмовала кинотеатры в надежде увидеть коленки Бетти Буп (пока Кодекс Хейса не обломал всю малину). Такому формату позволительно говорить и про сексуальность родителей, которая может болезненно приниматься детьми любых возрастов, и про сексуальность старших поколений вообще (за это отдувается застарелый вампир Влад и трио трижды пенсионного возраста ведьм). Разговоры про братство людей и монстров, кочующее из фильма в фильм, чисто для проформы — и как дань тому факту, что поиск различий увлекает человечество гораздо больше, чем желание обрести единство. И кто, в конце концов, знает это лучше, чем шайка монстров, в разные эпохи олицетворявшая самых разных «других» (наивно сводить Дракула и его товарищей к пресловутой «расовой проблеме»).

В итоге в третьей части Генндий Тартаковский умудряется не просто сочинить очередной мультипликационный аттракцион с занимательными гэгами, но и продемонстрировать великолепное понимание материала — пускай местами это выглядит наивно, топорно, дешево и предсказуемо. Достаточно того, что в этом проекте за 65 миллионов продолжает жить частичка гения братьев Флейшер и других пионеров кинематографа, которым лоск высоких технологий и утомительная аккуратность современных блокбастерах были не нужны.

Поделиться