Йонас Мекас, авангардный кинематографист, которого многие считают одной из самых важных фигур в истории экспериментального кино, скончался в возрасте 96 лет. Смерть Мекаса подтвердил в социальных сетях Anthology Film Archives – нью-йоркский центр для хранения и экспонирования кинофильмов, соучредителем которого режиссер стал в 1970 году вместе со Стэном Брекеджем, Питером Кубелкой, Ситни и Джеромом Хиллом. Киноархив сразу зарекомендовал себя местом для серьезного просмотра кино, и до сих пор остается важным местом на арт-карте Нью-Йорка.
"Дорогие друзья. Сегодня утром Йонас тихо и мирно скончался, - написали сотрудники Архива в Instagram. – Он был дома с семьей. Его будет очень не хватать, но его свет продолжить освещать нам путь».
Родившийся в литовской деревне Семенишкяй в 1922 году, Мекас в детстве заболел загадочной болезнью, из-за которой был слабым и болезненным. Повидав и советские танки, и нацистские трудовые лагеря, Мекас приехал в Нью-Йорк в 1949 году. Через две недели пребывания в Нью-Йорке он попал на показ фильмов Майи Дерен и начал заниматься кино, не прекращая это занятие на протяжении семи десятилетий.
Мекас, которого часто называют «крестным отцом американского авангардного кино», начал с кураторства экспериментальных фильмов в Нью-Йорке в 1950-х годах. Вместе со своим братом Адольфасом он стал соучредителем американского киножурнала Film Culture в 1954 году, ставшим ответ таким зарубежным изданиям, как Cahiers du Cinema, а в 1960 начал снимать собственные фильмы, среди которых «Оружие деревьев» (1962) и «Бриг» (1964), получивший Гран-при Венецианского кинофестиваля за документалистику.
Мекас был известным кинооператором, сняв такие выдающиеся авангардные произведения, как «Empire» Энди Уорхола (1964). Он продолжал заниматься показами – и в том же 1964 году был арестован по обвинению в непристойности за показ «Пылающих созданий» Джека Смита и «Песни любви» Жана Жене – в обеих работах откровенные гомосексуальные сцены. Оба фильма были с тех пор признаны знаковыми примерами контркультурного кинематографа.
Помимо Уорхола, Мекас также сотрудничал с Джоном Ленноном, Алленом Гинсбергом, Сальвадором Дали и другими культовыми артистами. Своим другом его считали такие разные персонажи, как вдова президента США Джеки Кеннеди и члены группы The Velvet Underground.
Последними режиссерскими работами Мекаса были экспериментальные документальные фильмы «Невошедшие кадры из жизни счастливого человека» (2012) и «Reminiszenzen aus Deutschland» (2013).