НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
  • Рецензии
  • Контакты: Адрес: Info@kinomania.ru,

    Рецензия на фильм «Скрытое»

    ,

    Михаэль Ханеке относится к той немногочисленной касте режиссёров, чьи фильмы всегда желанные гости на крупнейших фестивалях мира (пока он плодотворно дружит с Каннами). Новая работа этого австрийца -  мощный информационный повод для авторского кино в целом, и сильный магнит для киноманов. «Скрытое» получил приз за режиссуру на Каннском МКФ и демонстрировался во внеконкурсной программе Московского международного киносмотра. Ханеке, как и в предыдущих своих фильмах, продолжает подтачивать основы размеренной жизни европейских буржуа.

    Популярный телеведущий Жорж живёт с женой и сыном в дорогом доме, водит дорогую машину, пьёт дорогие вина, общается с друзьями (интеллектуалы со стажем), изредка навещает пожилую матушку. Словом, неспешное существование вкупе с большими возможностями. Пристальнее присмотреться к собственной экзистенции заставляют видеокассеты и детские рисунки, появляющиеся на пороге. На кассетах – многочасовой статичный вид особняка Жоржа с улицы, на рисунках – сюжеты, заставляющие вспомнить дела давно минувших дней. Что это значит и кто автор этих странных посланий? Жорж обязан это выяснить, и чем раньше, тем лучше. В обратном случае, штиль домашнего очага грозит перерасти в бурю с трудно прогнозируемыми последствиями.

    Ханеке работает в своей фирменной манере интеллектуальной провокации, когда строго выстроенный механизм художественного воздействия бьёт не только по нервам (как у Триера), но и заставляет работать извилины уже во время просмотра. Ответ на главный вопрос детективной составляющей тут вторичен, более того, режиссёр даёт ясно понять, что для него самого он (ответ) совершенно не важен. А важно максимально точно и ярко передать атмосферу зарождающейся паранойи. Как всегда, Ханеке безжалостно препарирует своих героев, желая найти границу между человеком думающим и человеком выживающим, а обнаружив – показать всю беспомощность «просвещённого» мышления перед реальной угрозой, которая зачастую таится не вовне, но внутри.

    «Скрытое» наглядно демонстрирует, что новшества могут (а возможно, и должны) носить содержательный, а не формальный характер. С помощью простейших кинематографических приёмов Ханеке впечатывает в сознание ряд сцен, забыть которые не удастся и месяцы спустя. Любые жанровые интерпретации – триллер? детектив? – не более чем удобный предлог для очередного авторского высказывания. Даже универсальное для арт-кино определение «драма» смотрится здесь некстати. Философ по образованию, Ханеке мыслит общими категориями, не утруждая себя разбираться в частностях. Частность – это детали, режиссёру же важнее поставить диагноз, выстроить собственную систему координат. Что он, собственно, и делает. Диагноз не утешителен, координаты (для Жоржа) не постоянны.

     Есть вещи, игнорировать которые просто нельзя. Новый фильм Ханеке из этого ряда. Смотреть «Скрытое» необходимо, но при условии, что вы готовы услышать о себе нелицеприятную правду… 

    другие Рецензии

    В сети вышел сай-фай-хоррор «Тихое место: День первый» — приквел франшизы о борьбе с пришельцами, наделенными сверхмощным слухом. Подробности — в рецензии Дмитрия Соколова.

    В прокат выходит четвертая часть приключений сурового детектива Ма. Максим Бугулов с сожалением констатирует, что франшиза понемногу теряет темп.

    В прокат вышел фантастический экшен «Бордерлендс», основанный на популярной франшизе видеоигр. Дмитрий Соколов рассказывает, каким получился космический вестерн с участием Кейт Бланшетт и Джейми Ли Кертис.

    КОММЕНТАРИИ

    ОТПРАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
    • I
    • B
    • Цитата
    • Спойлер
    Kinomania.ru
    Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.