Преподаватель философии София (Магали Лепин Блондо) ведет спецкурс по теории любви. Однако ее чувства к мужу, кажется, давно угасли. Ее размеренную жизнь в среде интеллектуалов нарушает Сильвен (Пьер-Ив Кардинал), мужественный деревенский мастер по ремонту всего на свете. Несмотря на разницу в статусе и вкусах, между ними вспыхивает страсть. София с любопытством отдается неожиданной интрижке, думая, что прекрасно разбирается, что такое настоящая любовь.
Комедийная мелодрама канадской актрисы и режиссера Моньи Шакри «Природа любви» была представлена в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля в прошлом году. До этого ее картина «Девушка моего брата» уже участвовала в этом конкурсе в 2019-м и получила приз жюри «Выбор сердца». «Природа любви» — картина обманчиво простая. Знакомая история о страсти в духе «Любовника леди Чаттерлей» предстает в неожиданном ракурсе и приходит к неутешительным выводам в финале.
Первая четверть фильма напоминает что-то среднее между телевизионной мелодрамой о внезапной связи интеллектуалки и неотесанного плотника и ромкомами Вуди Аллена. Герои фильма бесконечно размышляют о человеческих чувствах и пороках, цитируя Руссо и Шопенгауэра. 40-летняя София всю жизнь прожила в среде таких же, как она, занудных умников, которые критикуют правительство и бросаются дежурными фразами в поддержку экоактивистов. Встреча с высоким черноволосым Сильвеном, который даже не слышал о «Даме с камелиями» и постоянно путает предлоги в речи, поначалу шокирует ее, а затем сводит с ума. Наблюдая несчастных престарелых родителей своего мужа, София приходит к выводу, что не хочет стареть с одним мужчиной и растворяться в нем. Варвар Сильвен пробуждает в ней давно забытое чувство молодости и свободы.
Шакри намеренно стилизует первый этап отношений Софии и Сильвена под мыльную оперу, используя ироничные наезды камер на лица героев и заезженные музыкальные хиты. «Природа любви» могла бы стать скучноватым упражнением в жанре, однако в середине фильм совершает интересный поворот, который придает жизни и глубины происходящему. Искренние чувства между любовниками встречают преграду в социальных и классовых противоречиях. Знакомство с родственниками и друзьями Сильвена оставляет у Софии смешанное впечатление — их невежественность и грубость отталкивает и смущает ее. Точно так же себя чувствует Сильвен среди друзей возлюбленной.
День рождения Софии — кульминация «Природы любви», снятая как театр абсурда. Все перебрасываются неловкими взглядами, дети кричат, гости танцуют и обсуждают новые выставки, что-то падает и разбивается. Сильвен не вписывается в круг снобов и интеллектуалов, эти люди душат его, и он приходит к выводу, что для Софии он всегда был неким любопытным опытом, и все было не всерьез.
«Природа любви» показывает несколько примеров отношений, и все они, по сути, несчастливые. Кто-то жесток с партнером, кто-то не замечает его, а чьи-то чувства угасли с появлением детей. София решила, что нашла идеального мужчину — красивого, сексуального и по-настоящему влюбленного, — и случилось это так, как описывали древние философы. Но среда, в которой существует София, не позволяет ей перешагнуть классовые условности. В конце концов, «Природа любви» показывает неутешительную картину, что в современном мире настоящая любовь кончилась — остались лишь расчет, приложения для знакомств и разочарование. Герои, казалось бы, гораздо более свободные, чем в «Любовнике леди Чаттерлей», сегодня, наоборот, оказываются еще большими заложниками иерархий, оценок и норм поведения.