"Жизнь в отчаянии" - "монструозная лесбийская сказка о политической коррупции" самого экстремального режиссера Америки Джона Уотерса.
Уотерс прославился в начале 70-х, после выхода скандального фильма "Розовые фламинго". Идея конкурса "на самых грязных людей на Земле" многим показалась тогда подлинным новаторством, а сцена пожирания собачьих экскрементов привела радикально настроенных зрителей в восторг. Фильм провозгласили "шедевром супермерзости", а его режиссера стали называть Мусорным Королем, Королем Дурного Вкуса и Рвотным Принцем.
После этого Уотерс почти тридцать лет настойчиво доводил до совершенства свои малобюджетные "упражнения в плохом вкусе" - пока в 2000 году не снял дорогой и красивый анти-, но все же голливудский фильм "Безумный Сесил Б.". За эти тридцать лет он сделал из огромного толстяка-трансвестита Дивайна (того самого, что был так неприхотлив в еде в "Розовых фламинго") кинозвезду, заманил в свои шедевры несколько настоящих кинозвезд (Джонни Депп сыграл в "Плаксе", Кетлин Тернер - в "Мамочке-убийце" и Кристина Ричи - в "Птенчике") и вдоволь накормил публику крысами, трупами и отрезанными конечностями.
"Обожаю трэш", - говорит Мусорный Король, когда его спрашивают про творческую концепцию. Но кто сказал, что в помойке нет притягательности? И "Жизнь в отчаянии" (1977) - одна из самых вонючих помоек. "Монструозная лесбийская сказка о политической коррупции" - так охарактеризовал фильм сам режиссер. Это действительно его классическая сказка - неопрятная, смешная поначалу и отвратительная в конце.
Только что выпущенная из психушки истеричка Пегги Грэвел (Минк Стоул) с дикими ослиными криками бегает по дому. Впрочем, нормальным голосом в этом фильме не разговаривает никто. "Как ты мог изнасиловать сестренку?" - рыдая, спрашивает она своего сына лет четырех. "Ты наверняка уже беременна, потаскуха!" - кричит она трехлетней дочери. Вместе с пышнотелой черной служанкой Гризельдой (в этой роли вместо Дивайна снялась Жоан Хилл) Пегги убивает мужа - и это последняя "человеческая" сцена в фильме. А дальше парочка попадает в сказочный город Мортвиль, которым правит вредная королева Карлотта (Эдит Мэсси). С криками: "Труп я сейчас уберу, а мусор разгребайте сами", - им сдает какой-то сарай воинственная прыщавая лесбиянка. И вот вам, пожалуйста: традиционная крыса на обед, младенец в холодильнике, достойная смерть в миске с собачьим кормом "Чаппи". Есть также мгновенная операция по изменению пола при помощи ножниц, выкатывающийся глаз, истекающая слюной принцесса и зажаренная с приправами королева. Зато сюжета никакого нет.
"Мое кино часто привлекает обычных людей среднего класса, - считает Уотерс, - они не могут оторваться от него так же, как не могут выключить фильм ужасов или перестать разглядывать жертву автокатастрофы на улице. Это особый вид удовольствия…"
Герои Уотерса, разряженные в красные, розовые и зеленые тряпки с блестками, бегают задом наперед, утробно мычат и калечат друг друга. Вокруг них - мусор. Мусор они едят, и мусор - это они сами. Если кажется, что от экрана идет неприятный запах - значит, цель режиссера достигнута. И дело тут вовсе не в социальном протесте и антибуржуазных настроениях. "Просто я очень люблю насилие, - признается Уотерс, - и мне хочется напугать мир".