Irish Pride

Irish Pride

кадр из фильма
кадр из фильма
Ещё один выдающийся актёр с шекспировской закалкой: карьера уроженца дублинского пригорода Кабра началась под кураторским надзором Лоуренса Оливье. Уже в младые годы Гэмбону выпал шанс сыграть роль второго плана в постановке «Гамлета», главная партия в котором досталась как раз О'Тулу; а уже в 1960-е годы актёру постепенно начинают доверять крупные роли — его любимым образом на тот момент был Отелло. Собственно, именно с экранизации любимой пьесы началась кинокарьера Гэмбона: в «Отелло» в постановке Стюарта Берджа Гэмбон мелькнул в массовке (заглавная роль, разумеется, досталась Оливье, а Дездемону сыграла Мэгги Смит). 

Несмотря на то, что вскоре Гэмбон начинает регулярно сниматься для британского ТВ (а иногда и для большого экрана), по-настоящему значительных экранных ролей у него не случается ещё пару десятков лет. Переломным можно назвать появление в телешоу BBC «Поющий детектив» — то ли осовремененном нуаре, то ли трагифарсе о несчастном исписавшемся писателе, который в мыслях переносится в мир собственных детективных романов. За мощным образом главного героя явно чувствовалась «старая закалка» Гэмбона, выросшего в эпоху расцвета «чёрных» криминальных фильмов. Ну а вскоре последовала самая эксцентричная из всех экранных ролей актёра — Вор в «Поваре, воре...» Питера Гринуэя. Здесь Гэмбону досталась возможность основательно проработать новое амплуа: настолько психопатичных персонажей, рискнём предположить, не так уж много в истории кинематографа вообще. Гэмбону немедленно стали предлагать более-менее похожие роли (вроде спятившего генерала в «Игрушках» Барри Левинсона), но второй свой важный экранный выход он совершил уже в 2000-х годах, и совсем перед другой аудиторией, сменив скончавшегося Ричарда Харриса (также ирландца) на посту директора Хогвартса в последних фильмах поттерианы. Нуаровый шпик, маньяк-пожиратель и главный волшебник в мире — неплохой диапазон даже по шекспировским меркам. 

Главный фильм: «Список Шиндлера» 

кадр из фильма
кадр из фильма
Карьеру исполнитель главных ролей в «Списке Шиндлера» и «Заложнице» сделал, ясное дело, в Голливуде, однако родом Нисон из Северной Ирландии. Родился он в городке Баллимина, получил — разумеется — ортодоксальное католическое воспитание (показательный факт: родители назвали мальчика Лиамом в честь приходского священника), однако уже с младых ногтей выходил на сцену в школьных постановках. 

Как и Бирна, на большой экран Нисона вытащил режиссёр «Экскалибура» Джон Бурман: актёру в фэнтези-постановке досталась роль сэра Гавейна. Опыт со съёмочной площадки «Экскалибура» побудил Нисона в скором времени перебраться в Лондон; кроме того, именно там актёр завязал массу полезных знакомств, например, с Хелен Миррен, с которой некоторое время встречался. Важных больших киноролей на протяжении последующего десятилетия у Нисона не случалось (возможно, самый примечательный фильм периода — милый, хотя и необязательный комиксоид Сэма Рэйми «Человек тьмы»). Переезд в Голливуд в 1987-м оправдал себя уже в начале следующего десятилетия, когда Стивен Спилберг предложил Нисону роль Оскара Шиндлера. О том, каким грандиозным успехом пользовался и пользуется до сих пор «Список», нужды говорить нет. Можно разве что отметить, что в выстраивании последующей карьеры (уже в звёздном статусе) Нисон оставался все столь же всеядным: тут и «Роб Рой», и «Реальная любовь», и блокбастеры о джедаяхтитанах и даже Нарнии. В Британии голливудский уже артист снимается нечасто, однако совсем недавно, в марте этого года, засветился в промо-ролике, направленном на привлечение туристов в полную «забытых сокровищ» Северную Ирландию. 

Главный фильм: «Нефть» 

кадр из фильма
кадр из фильма
Выдающийся актёр, любая биография которого с недавних пор начинается с упоминания о рекордных трёх «Оскарах» за лучшую мужскую роль, по происхождению — на четверть ирландцец, на четверть англичанин и наполовину (по матери) еврей. Отметим, однако, что, отец актёра — известный поэт Сесил Дей-Льюис — родился именно в Ирландии (хотя и от матери-англичанки), а у самого Дей-Льюиса-младшего сейчас есть, наряду с британским, и ирландское гражданство. 

Дей-Льюис снимается нечасто и роли выбирает придирчиво — благодаря чему с его фильмографией хорошо знакомы почти все заинтересованные. Сначала была заглавная партия в экранизации «Невыносимой лёгкости бытия» от постановщика-хамелеона Филипа Кауфмана. Затем — первый «Оскар» за «Мою левую ногу» и очередная номинация за «Во имя отца» (в последних двух фильмах Дей-Льюис играет ирландцев), ну а после — Скорсезе, Андерсон и Спилберг. Впрочем, в карьере Дей-Льюиса всё равно остаются позабытые стороны: это и, понятно, незнакомый русскоязычному зрителю театральный бэкграунд (а в течение 1980-х годов актёр в первую очередь посвящал себя сцене), и комедийный выход в «Звёздах и полосах» ирландского постановщика Пэта О'Коннора, и душещипательная «Баллада о Джеке и Роуз», скромно затесавшаяся между «Бандами Нью-Йорка» и окончательно закрепившей особенный статус Дей-Льюиса в Голливуде «Нефтью». Дей-Льюис предпочитает не распространяться о себе и любит уединение: достаточно вспомнить знаменитую историю о продолжавшемся пять лет «отпуске» от актёрства, в ходе которого артист не появлялся на публике, посвятив всего себя давнему хобби — плотницкому ремеслу. Подобные загадочные детали, разумеется, только лишний раз работают на мощную харизму артиста, уже сыгравшего несколько «главных ролей своей жизни» — и, вполне вероятно, нацеленному на ещё две-три. 

Главный фильм: «Диско-свиньи» 

кадр из фильма
кадр из фильма
Родившийся и выросший в городе Корк Мёрфи принадлежит уже совсем к другому поколению; большая часть ирландских «звёзд», перечисленных выше, формировались в 1980-е годы, в то время как карьера голубоглазого героя «28 дней спустя» стартовала в конце 1990-х-начале 2000-х. Благодаря этому актёру удалось стать одним из скромных героев новой эпохи британского независимого кинематографа. Помимо упомянутой картины Дэнни Бойла, он сыграл в скромном, но славном «На краю» ирландского «инди» Джона Карни, «Завтраке на Плутоне» ещё одного своего соотечественника Нила Джордана, наконец, в 2006-м получил шанс поработать с вечно молодым британским патриархом Кеном Лоучем («Ветер, что качает вереск»). 

Самой яркой актёрской работой Мёрфи на данный момент стали, пожалуй, «Диско-свиньи» 2001 года — постановка ещё одной ирландки, Кирстен Шеридан, по мотивам пьесы Энды Уолш. Острохарактерная роль «Свина» как нельзя лучше легла на специфическую внешность актёра, а фильм стал одним из главных «независимых» хитов года, если не десятилетия. Неудивительно, что, пока британские и ирландские постановщики по-прежнему предлагают ему «спокойные», положительные роли (как в «Сломленных» Руфуса Норриса), в Голливуде он прописался скорее в качестве психопата («Бэтмен: Начало») — или, как минимум, обладателя лёгких психических сдвигов («Красные огни»). Тем не менее, сам факт появления Мёрфи на голливудской орбите позволяет некоторым говорить о новой волне «принятия американским кинематографом ирландцев» — под ту же гребёнку аналитики приписывают, кстати сказать, и родившегося в Германии Майкла Фассбендера (сына немца и ирландки). 

Главный фильм: «Милые кости» 

кадр из фильма
кадр из фильма
В качестве представительницы самого молодого поколения «ирландского десанта в Голливуде» выберем обаятельную Сиршу Ронан — начавшую сниматься в девятилетнем возрасте (с сериала «Клиника»), а всего лишь несколькими годами позже удостоенную целого ряда престижных номинаций и премий (в том числе ирландских) за работу в «Искуплении». Следом за военной драмой Джо Райта последовала «прорывная» роль номер два в затерявшемся на фоне Средиземья и «Кинг Конга» (и, видимо на контрасте, многих разочаровавшем) фильме Питера Джексона «Милые кости». 

Впрочем, как ни относись к «Костям» (а также к творчеству Райта, у которого Ронан потом сыграла снова в «Ханне»), ясно, что главные успехи актрисы ещё впереди. Достаточно того, что её многие заметили, и даже заучили не самое обычное (и совершенно невероятным образом прописываемое, в соответствии с традиционными правилами ирландской грамматики) имя. Делать карьеру Сирше ничуть не мешает и тот факт, что её постоянное место жительства — по-прежнему Ирландия. Среди последних успехов актрисы — выход к самому массовому зрителю в экранизации Стефани Майер («Гостья» Эндрю Никкола), а также привет более утончённой публике — «Отель "Гранд Будапешт"» Уэса Андерсона; дальше будет главная роль в режиссёрском дебюте Райана Гослинга «Как поймать монстра». 

Поделиться