«ТАМ, ГДЕ БРОДИТ БИЗОН» (1980)
Реж. Арт ЛинсонЗадолго до того, как роль главного друга и экранного альтер-эго Хантера С. Томпсона приватизировал Джонни Депп, Билл Мюррей сыграл писателя в «Там, где бродит бизон». Это была его вторая роль — после канадского кассового хита «Гольф-клуб» — в кино и первый провал. Творившийся на экране хаос вполне вписывался в жизненную парадигму Томпсона и мог сойти за режиссёрскую находку Арта Линсона (через четыре года он завяжет с режиссурой и сосредоточится на продюсировании, чем себя и обессмертит), но был таковым лишь отчасти. Сейчас такую безалаберность крепко увязывают с восьмидесятыми и тщетно пытаются воспроизвести с помощью мудреного монтажа и «галлюциногенной» актёрской игры, но в 1980-м всё на раз получалось само собой. В карьере Мюррея фильм практически не оставил следа, но, по воспоминаниям очевидцев, после съёмок Билл надолго застрял в образе Томпсона, с которым сдружился во время съёмок. Да так крепко, что, разговаривая с ним, все ловили себя на мысли, что говорят с Томпсоном.
«ОСТРИЕ ЛЕЗВИЯ» (1984)
Реж. Джон БайрумЭкранизация романа Сомерсета Моэма, в которой Мюррей предстаёт сразу в двух парадоксальных ипостасях — главной звезды и сценариста. С актёрской партией не сложилось в силу чудовищного мискаста. В роли Ларри Даррелла, ветерана с поствоенным синдромом в поисках смысла жизни, Билл производит очень странный эффект, нагружая историю не предусмотренной Моэмом иронией и смещая центр тяжести драмы в какие-то «непутёвые заметки». С тем же успехом Мюррея можно было засунуть в «Последнего императора» или в любой из фильмов «золотого» периода тандема Айвори/Мёрчант. С драматургией Мюррей, полноправный соавтор, тоже обращается не лучшим образом, не сумев одолеть заложенный Моэмом пафос. Понимая, что денег на такое кино никто не даст, Мюррей слушает своего друга Дэна Эйкройда и выдвигает студии Columbia условие: съёмки в «Охотниках за привидениями» в обмен на финансирование «Острия лезвия». Первый стал самым кассовым фильмом года; второй с треском провалился, отбив лишь половину 12-миллионного бюджета.
«ЛАВКА УЖАСОВ» (1986)
Реж. Фрэнк ОзС 1984 по 1988 Мюррей не снимается, деля освободившееся время между семьёй и изучением философии и истории в Сорбонне. Единственное исключение он делает Фрэнку Озу и его мюзиклу «Лавка ужасов». У Мюррея короткий, но едва ли не самый запоминающийся эпизод в фильме: он играет ни на секунду не замолкающего мазохиста, который приходит на приём («Я целый месяц копил на визит к вам!») к дантисту-садисту в исполнении Стива Мартина. Неудовлетворёнными остаются оба.
«СМЕНА ДЕКОРАЦИЙ» (1990)
Реж. Говард Франклин, Билл МюррейЕсли «Острие лезвия» остаётся единственным сценарным опытом Билла Мюррея в большом кино, то «Смена декораций» — первое и последнее упражнение актёра в кинорежиссуре. На двоих с Говардом Франклином они сняли обаятельное, полное событий и смешных ролей кино. «Смена декораций» — не только плотная история, не зацикленная на гэгах, но и признание в любви к Нью-Йорку, на улицах которого так интересно заблудились три милых грабителя.
«ЭД ВУД» (1994)
Реж. Тим БёртонВ девяностые Мюррей закрепляет успех дилогии «Охотники за привидениями» несколькими подряд творческими удачами. «А как же Боб?» приносит прибыль и нравится критикам, величие «Дня сурка» проступает уже в год выхода, а «Бешеный пёс и Глори» снова доказывает, что актёр не разделяет свои роли на комедийные и драматические, играя всегда в одной и той же слегка отстранённой и одновременно гротескной манере. С «Эда Вуда» следует вести отсчёт второстепенных драматических ролей Мюррея. У Бёртона Билл предстаёт в грустном — пьероподобном — образе друга и иногда импресарио Банни Брекинриджа, открытого гея, которого страсть Вуда к переодеванию вдохновила на смену пола.
«ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ СЛИШКОМ МАЛО ЗНАЛ» (1997)
Реж. Джон ЭмьелЭкранизация пародийного романа Роберта Фаррара, в котором автор одновременно издевается над национальной британской шпионской традицией и уловками великого Альфреда Хичкока, совпала с коротким периодом застоя в карьере Мюррея. С интервалом в год выходят две худшие комедии в его фильмографии — «Больше, чем жизнь» и «Человек, который слишком мало знал». Обеим катастрофически не хватает шуток. Но если в фильме со слоном зацепиться совершенно не за что, то «Человек, который слишком мало знал» во второй половине раскочегаривается до идиотизма, про который говорят: «Так плохо, что даже хорошо».
«КОЛЫБЕЛЬ БУДЕТ КАЧАТЬСЯ» (1999)
Реж. Тим РоббинсТретья — после «Боба Робертса» и «Мертвец идёт» — и самая сложная режиссёрская работа Тима Роббинса, в которой он мимикрирует в Роберта Олтмана. В девяностые Роббинс трижды работает с классиком («Игрок», «Короткий монтаж», «Высокая мода») и завершает десятилетие собственным упражнением в «олтмановской» режиссуре — шумной, многоголосой драмой про солидарность и пробуждающееся в годы Великой Депрессии самосознание у рабочего класса и творческой интеллигенции. Мюррею досталась роль влюблённого грустного чревовещателя с куклой на руке, который учит своему искусство группу Tenacious D и идёт на баррикады вслед за своей возлюбленной.
«ГАМЛЕТ» (2000)
Реж. Майкл АлмерейдаМайкл Алмерейда придумал принцу Датскому новую реальность: стекло, бетон и асфальт Манхэттена, вязаная шапочка на шнурочках, много мутного домашнего ч/б-видео, «to be or not to be» с пистолетом у виска. Получился такой недоСодерберг: холодный, интровертный и претенциозный. Вышедшее на сломе тысячелетий кино Алмерейды (кстати, большого любителя ревизий классики: первый его фильм назывался «Герой нашего времени», а прошлогодний — «Цимбелин») полностью принадлежит кинематографу 1990-х и сегодня, скорее всего, будет воспринято, как «мёртвый язык». Речь не о тексте Шекспира, а о режиссёрском стиле Алмерейды и операторском — Джона де Бормана. Лучшие решения Алмерейды связаны как раз с актёрским ансамблем, где есть Итан Хоук-Гамлет и небольшой мощный выход Сэма Шепарда в роли его (тени) отца. Билл Мюррей осваивает роль Полония, гнусного советника Клавдия и отца Офелии, интригана и серого кардинала — не только по цвету пиджака. Билл снова играет «мимо нот», выбиваясь из общей торжественности постановки.
«ПОТЕРЯННЫЙ ГОРОД» (2005)
Реж. Энди ГарсияВремя летит. Спустя десять лет после выхода очень личного режиссёрского дебюта Энди Гарсии очевидно, что из «Потерянного города» следовало делать сериал — тот, что не получился из «Волшебного города». Фильм на самом простом и понятном примере — отдельной семьи — рассказывает о крахе «старой» Кубы. Масштаба и драмы здесь хватило бы не на один сезон, но в изложении Гарсии жёсткая хроника случившейся со страной трагедии превращается в тихую элегию, полную музыки и чувств — «Гавана, я тебя люблю» или, скорее, «Гавана, которые мы потеряли». Мюррея Гарсия от себя практически не отпускает. Билл играет «человека без имени», стендап-комика, пришедшего устраиваться в клуб Фико и ставшего его лучшим другом. Мюррей кажется единственным, кто понимает, что от любой латиноамериканской саги ждут хоть капельки иронии и магического реализма.
«ПОХОРОНИТЕ МЕНЯ ЗАЖИВО» (2010)
Реж. Аарон Шнайдер«Похороните меня заживо» — тёплое и светлое кино про похороны. Фильм похож на тихое кантри, берущее за живое не мелодией, а простыми истинами, пафос которых растворяется в проникновенной интонации. Роль владельца похоронного бюро сидит на Билле Мюррее, как влитая. От его ушлого бизнесмена Фрэнка Куинна постоянно ждёшь какой-то диверсии, но в фильме, где нет отрицательных героев, даже он творит исключительно добро.