Одинокий вдовец Дэниел Блэйк ( Дэйв Джонс) больше 40 лет проработал на лесопилке в Ньюкасле. Но после тяжелого сердечного приступа, настигшего его прямо на рабочем месте, плотнику запретили возвращаться к работе. Чтобы свести концы с концами, Блэйк обращается к государству — по закону ему полагается достойная пенсия. Но госучреждения внезапно объявляют старика здоровым и отправляют искать работу. Блэйк желает опровергнуть решение государства и подает апелляцию, все его документы в порядке, заключение врача говорит само за себя. Но на каждом шагу бюрократической лестницы плотник сталкивается с новыми и все более нелепыми трудностями.
Дэниел Блэйк вполне мог быть героем любого фильма английского классика Кена Лоуча. На протяжении многих лет британец воплощает на экране личные переживания о социальной несправедливости, лежащей в основе устройства государственной системы. Но в отличие от многих героев Лоуча, борющихся за свои права, Блэйк — лишь честный гражданин, который в эту систему не вписывается. Большую часть своей жизни плотник и вовсе не сталкивался с государством, и его искренне удивляет то, что оказание госуслуг сегодня полностью автоматизировано. Опытный в обращении с деревом, Блэйк с трудом представляет, как держать в руках компьютерную мышь.
В « Я, Дэниел Блэйк» Лоуч сторонится свойственной ему диалектики классовой борьбы. В фильме капитализм, представителями которого являются госструктуры, вовсе не абсолютное зло. Чиновники попросту не виноваты в том, что мир так устроен, они лишь выполняют свои обязанности. Более того, многие, наоборот, идут на встречу нуждающимся. В абсурдной несправедливости повинно социальное устройство «справедливого» государства, в котором граждане не способны найти понимание и помощь. В этом и состоит трагизм картины Лоуча, а за ней, по его мнению, европейской цивилизации вообще.
Режиссер вкладывает в уста своего героя вопрос, который и станет определяющим мотивом фильма: «Что убивает человека чаще: кокос или акула?». По Лоучу, люди гибнут вовсе не по тем причинам, по которым, казалось, должны. На нас попросту сваливаются кокосы, которые само общество развесило у нас над головами. Блэйк не собирается с этим мириться, но все, что он может противопоставить абсурдной системе — гордость и самоуважение.
Путешествие героя по бюрократическим инстанциям Лоуч изображает с максимальной реалистичностью. Здесь нет кафкианской клаустрофобии или абсурдных диалогов в духе румынской «новой волны». «Я, Дэниел Блэйк», скорее, наследует строгую эстетику итальянского неореализма: актеры фильма, в том числе, исполнитель главной роли Дэйв Джонс — непрофессионалы, а сценарий, написанный Полом Лаверти, целиком состоит из историй людей, попавших в похожую ситуацию.
Впрочем, такое сближение фильма с реальностью мешает ему стать по-настоящему трагичным — «Я, Дэниел Блейк», к сожалению, слишком понятен и за спиной сюрпризов не прячет. Но, в отличие от большинства социальных драм, ему удается держаться на нужной дистанции и избегать плакатности.
Кен Лоуч акцентирует внимание вовсе не на борьбе за права, а на парадоксе социального устройства. Гражданское самосознание и искренняя злоба англичан по отношению к несправедливости оживают через лишнего человека, кем и является Блэйк. Его подвиг и святая простота (недаром, что плотник) выглядят чем-то выдающимся, хотя лишь транслируют то, на чем современное европейское государство должно быть основано. Общество, по мнению Лоуча, старается вытеснить таких как Блэйк, а не прислушаться к ним. И именно в пробуждении гражданского самосознания и кроется гуманистический посыл английского классика.
Рецензия на фильм «Я, Дэниел Блэйк» Кена Лоуча
До скромного российского проката, наконец, добрался победитель Канн этого года — драма Кена Лоуча « Я, Дэниел Блэйк». Лента также открывает Фестиваль нового британского кино, который сегодня стартует в Москве и дальше по всей России. За перипетиями британского пенсионера следил Кирилл Горячок.
![](https://www.kinomania.ru/sites/default/files/styles/article/public/film_frames/793223/6b3f1868ba62972305971a257a004f45.jpeg?itok=xV9i7Q-2)
Главные темы
Смотреть все![Добро пожаловать в «Клуб “Завтрак”». 40 лет культовой комедии взросления Джона Хьюза](https://www.kinomania.ru/sites/default/files/styles/article720/public/2025-02/photo_2022-11-01_23-08-53.jpg?h=d5eacc42&itok=fT4w4XZh)
Добро пожаловать в «Клуб “Завтрак”». 40 лет культовой комедии взросления Джона Хьюза
Фильм, разделивший молодёжное кино на до и после, отмечает юбилей. Разбираемся, как он сделан, в чём секрет его успеха и причём тут скуфы и альтушки
![Страшная сказка с Жаном-Луи Трентиньяном в мультфильме «Самый ценный груз»](https://www.kinomania.ru/sites/default/files/styles/article/public/film_frames/839374/f647417ed9bec3f4eb81200e2200a139.jpeg?itok=GoszPzLC)
Страшная сказка с Жаном-Луи Трентиньяном в мультфильме «Самый ценный груз»
![Берлинские дневники, часть I. Снег, «Свет» Тома Тыквера и семейные проблемы из разных стран](https://www.kinomania.ru/sites/default/files/styles/article720/public/2025-02/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_0.jpg?itok=-Vm2uBo2)
Берлинские дневники, часть I. Снег, «Свет» Тома Тыквера и семейные проблемы из разных стран
![Берлинские дневники, часть II. «Микки 17» с Робертом Паттинсоном и кивки в сторону Трампа](https://www.kinomania.ru/sites/default/files/styles/article720/public/2025-02/%D0%93%D0%BB%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%B0%D1%8F_1.jpg?h=60def720&itok=DCWtcXlo)
Берлинские дневники, часть II. «Микки 17» с Робертом Паттинсоном и кивки в сторону Трампа