Режиссер: Стивен Хопкинс, 1989
За пятую часть франшизы о Фредди Крюгере отвечал будущий режиссер «Хищника 2» и «Призрака и Тьмы» Стивен Хопкинс. Кино получилось более монотонным по сравнению с предыдущими фильмами, но это, скорее, ветер приближающихся 90-х: в следующее десятилетие фирменная легкость 80-х навсегда исчезнет из хорроров. Ведущую роль в картине снова исполнила Лиза Уилкокс, которая, прямо скажем, играет так себе. А еще «Дитя сна» отхватил «Золотую малину» за трек Брюса Дикинсона «Bring Your Daughter To The Slaughter». Заслуженно или нет — вопрос дискуссионный, но одно известно наверняка: у вокалиста Iron Maiden есть песни и лучше. Зато в сюжетном плане все по-прежнему динамично. Фредди в очередной раз не ищет легких путей и пытается прорваться в наш больной безумный мир через ребенка Элис, который большую часть своего внутриутробного существования проводит во сне. Это обстоятельство добавляет фильму плюсов в эмоциональном плане: к древнему инстинкту самосохранения добавляется не менее древний материнский инстинкт, что должно несколько повысить интерес к персонажу. (Максим Бугулов)
Режиссер: Пол У.С. Андерсон, 2012
Предпоследний фильм о приключениях Элис в парке аттракционов Capcom получился одним из самых слабых во всей франшизе, и если бы не провальная «Последняя глава», то «Возмездие» можно было бы без зазрений совести ставить на пьедестал. Поклонникам первых частей бросили кость, вернув в фильм очаровашку Рейн (Мишель Родригес) и Карлоса (Одед Фер), а фанатов оригинальной видеоигры пытались завлечь знакомыми им героями, но затея провалилась. Старых персонажей вписали в сценарий не без помощи белых ниток и нарочитого идиотизма, а новые оказались совершенно ненужными для истории Андерсона. Прибавьте сюда клиповый монтаж, обилие слоу-мо и CGI, и вы получите зомби-экшн, полюбить который можно разве что за костюмы. (М.Б.)
Режиссер: Дэнни Стейнманн, 1985
В 85-м Дэнни Стейнманн (режиссер культовых «Диких улиц») внес свою лепту в киноэпопею об одном из самых известных серийных убийц кинематографа. В «Новом начале» есть несколько неплохих визуальных решений и ярких сцен (например, с Тиффани Хельм под музыку Pseudo Echo). Однако игры с флешбеками периодически льют через край, ряд убийств отчетливо порезан (вины кинематографистов тут нет, но осадок все равно остается), но больше всего убивает трухлявый твист с личностью, скрывающейся за маской Джейсона. Печально, что трое взрослых мужчин (включая самого Стейнманна), работавших над сценарием, не смогли придумать ничего зажигательнее. К слову, авторы будущих частей не стали изобретать велосипед и сделали Вурхиза прямолинейной и неотвратимой, как сама смерть, машиной для расчленения, что не добавило сценариям элегантности, зато обеспечило драйв. (М.Б.)
Режиссер: Кристофер МакКуорри, 2015
Пятая часть про похождения Итана Ханта и его очередной команды вышла неоднозначной. С одной стороны, зритель вновь получил залихватские погони, драки и перестрелки, а заодно и банальные, но востребованные коллизии. С другой, у Кристофера МакКуорри обнаружились серьезные проблемы с динамикой. На некоторых моментах можно уснуть, а потом, когда режиссер войдет в раж, проснуться и получить тахикардию от громких стуков бампера об асфальт или рапидной съемки. Но это все аутопсия: если смотреть на «Племя изгоев» в общем и целом, то сожалений о потраченном времени не должно возникнуть (если вы — поклонник жанра, разумеется). (М.Б.)
Режиссер: Льюис Гилберт, 1967
Классический фильм Бондианы. Все, что только могут пожелать адепты британского агента с лицензией на убийство, тут есть: вернувшийся после Лазенби Шон Коннери, красавицы из Японии и Германии (Акико Вакабайаши и Карин Дор соответственно), Дональд Плезенс в роли Блофельда, клюквенная атмосфера холодной войны, бассейн с пираньями, дыры в полу... Живая классика и нерукотворный памятник шпионским боевикам! Единственное «но» — это как из Шона Коннери делали японца. Возможности гримеров в 60-х были не безграничны, все понятно, но результат их стараний смешон до головокружения. (М.Б.)
Режиссер: Бадди ван Хорн, 1986
Многие уже и забыли, что Клинт Иствуд играл инспектора из Сан-Франциско Гарри Каллахана столько же лет, сколько Хью Джекман изображал Росомаху. С 1971 по 1988 у «Грязного Гарри» Дон Сигела появилось четыре сиквела, и финальная «Игра в смерть» — явно не худший в серии. Здесь есть отличная (хоть и нелепая) погоня, забавные отсылки к хоррорам и рок-сцене; в актерский состав попали начинающие Патриция Кларксон, Лиам Нисон и Джим Кэрри, а в саудтрек (и в камео) — Guns N’ Roses. В одной из сцен 58-летний Иствуд, как всегда, изрекает очередной афоризм: «Мнения — как дырки в жопе: есть у всех», — и это, пожалуй, лучшее, что было в сценарии, написанном несколькими фитнес-гуру. (Михаил Моркин)
Режиссер: Алан Тейлор, 2015
Многочисленные продюсеры франшизы «Терминатор» по-разному пытались создать достойный сиквел к фильмам Кэмерона. Сначала они попробовали снять комедийный ремейк второй части, затем перенесли действие в постапокалиптическое будущее. Обе попытки не снискали однозначного успеха. Тогда было решено создать фильм, который сотрет события сиквелов из хронологии серии, но все стало только хуже. Ни разу с ухода Кэмерона «Терминатора» не доверяли достойным его сценаристам и режиссерам. Алан Тейлор («Тор 2») попытался отдать дань оригинальной дилогии, даже каким-то образом получил одобрение Кэмерона, но вышло еще более позорно, чем у Мостоу и МакДжи. Создается впечатление, что единственной целью кинематографистов было заработать денег в Китае. (М.М.)
Режиссер: Брайан Сингер, 2014
В 2014-м Брайан Сингер вернулся во франшизу «Люди Икс», чтобы снять одну из лучших пятых частей в мире блокбастеров. «Дни минувшего будущего» одновременно служат продолжением и к ратнеровской «Последней битве» и к «Первому классу» Вона. Сингер удачно объединяет новых и старых мутантов, аккуратно преображает хронологию серии, вводит одного из лучших злодеев франшизы в лице Боливара Траска (Питер Динклидж) и создает одну из самых запоминающихся экшн-сцен последнего времени в эпизоде с Ртутью. Ну а про химию между Фассбендером и МакЭвоем давно все понятно. (М.М.)
Режиссер: Дэвид Йейтс, 2007
Если первые четыре части саги о «Гарри Поттере» — детская сказка, а четвертый фильм превращается в легкую подростковую комедию, то «Орден Феникса» резко меняет тон: мрачнеет и приобретает политическую окраску. С этой серией франшиза наконец-то приобрела постоянного режиссера в лице Дэвида Йейтса, который довел ее до конца, а теперь развивает мир Роулинг с серией приквелов. Режиссер добавил к великолепному «взрослому» актерскому составу новые лица, в том числе и Имельду Стонтон, на которой держится большая часть фильма. К сожалению, самая длинная книга в серии, переломная и для героя, и для его мира, превратилась в самый короткий фильм франшизы, где вся драма уступила место динамичности. (М.М.)
Режиссер: Франсуа Трюффо, 1979
«Ускользающая любовь» — стала пятой и финальной работой Франсуа Трюффо, посвященной герою Антуану Дуанелю (Жан-Пьер Лео). После выхода культовых «400 ударов» в 1959 году режиссер не расставался с героем на протяжении двадцати лет: в «Ускользающей любви» Антуану уже за тридцать. Кино, значительную часть которого составляют эпизоды из предыдущих фильмов, получилось самым слабом в цикле, да и сам Трюффо признавался, что совершил ошибку, решив его снять. Однако оно замечательно хотя бы тем, что дает шанс проследить за любимым героем на столь долгом отрезке времени. Линклейтер, например, вдохновился и создал «Отрочество» и трилогию «Перед...». (М.М.)