Рецензия на сериал «Джек Райан»

Дмитрий Молчанов – об очередной неудачной попытке экранизировать серию романов Тома Клэнси об аналитике ЦРУ Джеке Райане.

Молодой аналитик ЦРУ Джек Райан (Джон Красински) отслеживает разнообразную финансовую активность, отвечая в своем отделе за Йемен. Зафиксировав множество подозрительных транзакций, ведущих к одному счету, Райан приходит к выводу, что речь может идти о финансировании потенциально опасного террориста, известного под именем Сулейман (Али Сулиман). Новый шеф Джека, сосланный в кабинет экс-глава резидентуры в Пакистане Джеймс Грир (Уэнделл Пирс), поначалу не слишком доверяет скорому на выводы умнику, однако все же дает добро на поиски Сулеймана: а что если Райан прав и на подходе — новый Усама бен Ладен? Работа Райана, таким образом, в одночасье превращается из аналитической в оперативную, однако Джеку в связи с этим не понадобится специальная подготовка: в темном прошлом он — морпех, успевший повоевать в Афганистане.

С момента первого появления на экране персонажа, придуманного Томом Клэнси, прошло 34 года, и за это время непоседливого аналитика ЦРУ успели изобразить аж четыре актера. Между практически идеальным попаданием в образ (Алек Болдуин с его умным прищуром в «Охоте за Красным Октябрем») и, пожалуй, худшим его воплощением (джеймсдиноподобный, но удручающе гламурный Крис Пайн в «Теории хаоса») расположились благообразный лик Харрисона ФордаИгры патриотов», «Прямая и явная угроза») и пресловутый подбородок Бена АффлекаЦена страха»). У Джона Красински были все шансы стать если не лучшим Джеком Райаном (Болдуина тут, пожалуй, уже никто не переплюнет), то уж точно выйти на уверенное второе место. Артисту выдали целый сериал: развернуться есть где, времени убедительно вжиться в образ — вагон, а три года назад Джон даже поучаствовал в генеральной репетиции экшн-сцен «Райана» — неглупом боевике Майкла Бэя «13 часов: Тайные солдаты Бенгази». Красински сделал все от него зависящее: у него получился вполне достоверный хороший парень с физиономией травоядного офисного трудяги, который в экстремальной ситуации раскрывается с неожиданной стороны. Увы, создатели сериала — опытнейший шоураннер Карлтон Кьюз, начинавший еще в 90-е, и его соратник по культовому Lost Грэм Роланд — свели на нет все актерские усилия.

Игнорируя всю писанину Клэнси, Кьюз и Роланд начитались новостных лент и сформировали свое видение мировой геополитической картины мира по принципу «утром в газете — вечером в куплете». В этом виде «Райан» явно не поспевает за повесткой дня: вместо попытки основательно разобраться в происходящем в мире и выдать что-то вроде прогноза (с поправкой на эпоху постправды), Кьюз и Роланд продемонстрировали моментальную поверхностную рефлексию, лихо смешав в одну кучу трещащую по швам глобализацию, эволюцию ближневосточного терроризма и обывательские размышления на тему наплыва мигрантов в Европу. «Райан» отчаянно пытается угнаться за реальными событиями и, копируя их один в один, предсказуемо отстает. Даже придать терроризму человеческое лицо (что, по идее, должно было бы напугать зрителя не на шутку) толком не выходит: в кругу семьи антагонист превращается в карикатурного (а потому — абсолютно не пугающего) упыря международного масштаба. Более того, яркий флэшбек, в котором молодой прогрессивный финансист Сулейман, получивший образование во Франции, безуспешно пытается продать новаторские идеи банкирам-ретроградам, уж слишком явно отсылает к несостоявшемуся художнику Гитлеру и намекает на то, что упивающийся своей цивилизованностью Запад в известном смысле сам нарвался на джихад.

Ближе к развязке авторы и вовсе зачем-то принимаются с почти болливудским фанатизмом связывать между собой вообще все сюжетные линии и всех персонажей, включая крайне странное лирическое отступление — дико неправдоподобную историю об операторе беспилотника, которая к тому же, в сущности, является неудачным клоном картины Эндрю Никкола «Хорошее убийство».

Взяв хороший темп в самом начале (норвежец Мортен Тильдум, поставивший первый эпизод, постарался), сериал начинает буксовать уже с третьего эпизода — не спасают даже присутствующие в каждой серии экшн-сцены: в конце концов, главного героя всегда ценили прежде всего за игру ума, а не за физическую форму (даже в случае с Крисом Пайном на боевом посту). Спасти офицера Райана посредством мнимой актуальности стоящей перед ним задачи не удалось, но есть шанс, что во втором сезоне Кьюз и Роланд нас все-таки порадуют — похоже, Джек отправляется в Москву. Всем русским хакерам — приготовиться к кибератаке.

Поделиться