Реж. Виктор Трегубович, СССР, 1968
Величайший образец советского лирического кино про войну. Рецепт того, как можно делать фильм одновременно невероятно смешным, жгуче трагичным, легким и остросюжетным даже с современной точки зрения, похоже, утерян вместе с уходом под толщу воды СССР-Атлантиды. Но именно сейчас, из нашего времени, просмотр картины о том, как простые ребята – экипаж самоходки – медленно, но верно продвигаются на пути к Подвигу, становится пронзительнейшим зрительским опытом. О великолепных актерах, сыгравших этот экипаж: Михаиле Кононове, Олеге Борисове, Викторе Павлове и Федоре Одинокове – и говорить не нужно.
Реж. Игорь Николаев, СССР, 1986
Картина об адаптации юного лейтенанта в танковых частях, расположенных в Средней Азии, – зрелище не особо интересное. Тем более, что лейтенант то и дело дает психологического петуха. Но мощнейший диалог об условности и реальности проводимых учений, происходящий ближе к финалу, неожиданно выводит к обобщенному осознанию условности всего позднебрежневского периода. А дата выхода фильма и вовсе делает его знаковым.
Реж. Олег Николаевский, СССР, 1970
По сути это «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен», скрещенный с «Большой прогулкой». Пионер Мишка и отставший танкист наводят шорох в тылу у немцев, да так что ах! Как режиссеру удается балансировать на тонкой грани комедийных гэгов и сакральной для всего советского искусства темы ВОВ – большая загадка. Несмотря на «малышовость», фильм до сих пор обладает мощным зрелищным потенциалом.
Реж. Владимир Семаков, СССР, 1980
Реальная история 1000-километрового марша на опытном образце танка Т-34, возглавляемая конструктором Михаилом Кошкиным накануне Второй мировой. Именно эти события достаточно безответственно были продублированы фильмом прошлого года «Танки». Удивительно то, что в «Главном конструкторе» нет ни одной батальной сцены, а по жанру это и вовсе производственная драма, однако картина смотрится на одном дыхании. Причиной тому великолепная драматургия и отличная операторская работа. Особенно следует отметить игру не самой популярной актрисы Валентины Паниной.
Реж. Самуэль Маоз, Израиль, Франция, Германия, Ливан, 2009
Интересная сюжетная задумка: снять фильм полностью из танка – внешний мир виден только через призму прицела – похоронена из-за профессиональной несостоятельности авторов. Технически создатели картины проседают, позволяя камере вытворять такие выкрутасы, какие танковому прицелу очевидно не под силу. Драматургия же такова, что наблюдать за бесконечной необоснованной истерией экипажа физически сложно. Тот факт, что лента получила «Золотого льва» на Венецианском фестивале, можно объяснить только политическими мотивами, хотя в самом Израиле и это посчитали спорным.
Реж. Дэвид Эйр, США, Китай, Великобритания, 2014
История злоключений экипажа американского танка «Шерман» во Франции времен Второй мировой, с одной стороны, по-настоящему зрелищна, с другой – психологически и визуально достоверна. Авторам удалось совместить абсолютно современную манеру повествования (вплоть до аллюзий к компьютерным играм) и интонацию советских фильмов о войне. Последнее объясняется наличием в качестве оператора нашего соотечественника Романа Васьянова, который в своих интервью не раз подтверждал то, что рекомендовал режиссеру для просмотра множество отечественных картин о войне. А сцена в квартире – очевидная цитата из ленты Алова и Наумова «Берег».
Реж. Конрад Наленцкий, Анджей Чекальский, Польша, 1966
Любимейший сериал пионеров всего восточного блока о бравых поползновениях польского экипажа Т-34 с собакой Шарик и Александром Белявским в роли капитана Ивана Павлова. По выходе из соответствующего возраста смотреть, к сожалению, сложновато, но если продраться, открывается огромная вселенная «фильма о том, как поляки выиграли Вторую мировую войну».
Реж. Рэйчел Талалай, США, 1995
Фильм про постапокалиптическое будущее середины 90-х, снятый продюсером «Лака для волос», «Плаксы» и нескольких «Кошмаров на улице Вязов» по мотивам одноименного комикса. Талалай во всю педалирует эстетику MTV под слоганом girl power. Одежда и аксессуары всех цветов радуги, солдаты, скрещенные с кенгуру, мультипликационные вставки, циничные шутки, моднейший по тем временам саундтрек, молодая Наоми Уоттс и танк, подобно лошади отзывающийся на свист, прилагаются.
Реж. Никита Курихин, Леонид Менакер, СССР, 1964
Неофициальным ремейком именно этой картины «Т-34» и является, притом что и в техническом, и в содержательном отношении оригинал на 100 уровней выше. Сейчас может немного раздражать модернистская манера съемки, что, впрочем, не делает «Жаворонка» менее великим фильмом. Фильм участвовал в Каннах, а тот факт, что он там ничего не получил, вполне логично объясняется тем, что лента, в которой советский танк разъезжает по европейским городам, вряд ли в 1965 году кого-то могла привести в восторг.
Реж. Даниил Храбровицкий, СССР, 1965
Трехуровневое кинополотно, в котором так или иначе перекликаются три истории: боевой эпизод из судьбы одного танка, эвакуационные будни в Средней Азии и запуск космического корабля в наши дни – в середине 60-х. Современная история наименее интересна – главным образом по причине удивительно раздражающего интонирования Дорониной. В азиатском эпизоде совсем молодой Никита Михалков на пару с Марианной Вертинской разыгрывают любовную линию, вполне способную соперничать с германовскими «20 дней без войны». В военном эпизоде танк под командованием все того же Михалкова отправляется на боевое задание, возвращение из которого не предусмотрено. В обеих историях Никита Сергеевич выстраивает образ нахального, обаятельного парня так, как мог только он один.
Читать дальше:
Режиссер «Бригады» и «Боя с тенью» снимает военную драму «Т-34»