Хелен Гарднер, «Клеопатра» (1912)
Впервые образ легендарной царицы Египта в кино примерила на себя аж в 1899 году Шарлотта Фаэ (она же Жанна д’Альси) — жена и муза великого пионера кинематографа Жоржа Мельеса. Зато звезда великого немого 1910-х Хелен Гарднер стала первой, кто сыграл Клеопатру в полнометражном фильме. Картина Чарльза Л. Гэскилла, основанная на пьесе француза Викторьена Сарду (тот адаптировал шекспировскую трагедию «Антоний и Клеопатра» специально для Сары Бернар), была подчеркнуто театральной — в противовес помпезным итальянским пеплумам той же эпохи.
Теда Бара, «Клеопатра» (1917)
Гарднер побыла самой знаменитой Клеопатрой всего лишь пять лет — в 1917-м ее затмила Теда Бара, секс-символ той эпохи. Да и сам 125-минутный фильм Дж. Гордона Эдвардса выглядел куда эффектнее камерной ленты с Гарднер в главной роли — на постановку выделили огромную по тем временам сумму в $500 тысяч. Сама же Бара в качестве гонорара получала $4 тысячи в неделю — в том числе и за то, что в ряде эпизодов снялась почти полностью обнаженной (в прозрачной юбке и лифе из переплетенных змеек). К несчастью, эта «Клеопатра» безвозвратно утеряна: вместе с большинством фильмов с участием Теды, она сгорела в 1937 году во время пожара на студии Fox.
Клодетт Кольбер, «Клеопатра» (1934)
В 1934 году свою версию «Клеопатры» снял главный голливудский специалист по фильмам с эпическим размахом Сесил Б. ДеМилль. Титульную роль исполнила Клодетт Кольбер, причем для нее партия царицы Нила стала в этом году не главной работой — в том же 1934-м актриса сыграла у Фрэнка Капры в «Это случилось однажды ночью» и получила за эту роль «Оскар». «Клеопатра» ДеМилля вышла как раз в тот момент, когда Европа была охвачена египтоманией, и студия Paramount не пожалела роскошных костюмов и декораций, надеясь покорить публику из Старого Света. Эффект получился обратным: например, в Италии картину осмеяли, назвав ее издевательством над историей. Утешительным призом для фильма и студии стал «Оскар» Виктору Милнеру за операторскую работу (и еще 4 номинации на премию Академии).
Вивьен Ли, «Цезарь и Клеопатра» (1945)
Экранизация пьесы Бернарда Шоу об отношениях стареющего Юлия Цезаря и юной египетской царицы на момент выхода на экраны стала самой дорогостоящей британской картиной — и это в условиях войны, когда съемочная группа испытывала множество технических проблем. Например, во время немецких бомбардировок съемки неоднократно приходилось в срочном порядке сворачивать, также постоянно не хватало реквизита и стройматериалов для возведения декораций. Правда, при этом режиссер Габриэл Паскаль нашел деньги на то, чтобы доставить из Египта самолетами... песок нужного оттенка. Впрочем, вряд ли зрители замечали изъяны декораций и придирались к цвету песка во время просмотра — красавица Вивьен Ли в образе Клеопатры притягивала к себе все взгляды.
Софи Лорен, «Две ночи с Клеопатрой» (1954)
Те же самые итальянцы, которые называли «Клеопатру» Сесила Б. ДеМилля пародией и фарсом, сняли вопиюще псевдоисторическую комедию о Клеопатре, которая стала бенефисом комика Альберто Сорди. В этой плутовской байке Софи Лорен сыграла сразу две роли — Клеопатру, ожидающую покушения на себя, и похожую на нее блондинку, выступившую в качестве двойника царицы. Лорен за год до этого снялась в киноверсии оперы «Аида», так что будто бы и не покидала декорации Древнего Египта. Но для начинающей актрисы «Две ночи с Клеопатрой» были, безусловно, пустяком — в начале 50-х она, кажется, не отказывалась вообще ни от каких предложений, зарабатывая популярность. Например, в том же 1954-м Софи можно было увидеть в добром десятке картин, среди которых фигурировали куда более важные, чем комедия о Клеопатре, «Золото Неаполя» Витторио де Сики и «Жаль, что ты каналья» Алессандро Блазетти.
Линда Кристал, «Легионы Клеопатры» (1959)
Еще один лихой итальянский пеплум «для бедных», в котором Клеопатру сыграла аргентинская звезда Линда Кристал, в том же 1959-м получившая «Золотой глобус» как лучшая дебютантка. Кристал в роли Клеопатры выглядела настолько эффектно, что студия 20th Century Fox приобрела картину у итальянских продюсеров за $1 миллион только для того, чтобы положить ее на полку — «Легионы Клеопатры» не должны были составить конкуренцию грядущему баснословно дорогому пеплуму студии «Клеопатра» с Элизабет Тейлор в главной роли.
Элизабет Тейлор, «Клеопатра» (1963)
О «Клеопатре» сказано так много, что и добавить нечего: грандиозный пеплум Джозефа Л. Манкевича, снимавшийся три года, оказался колоссом на глиняных ногах — собрал в прокате всего $58 миллионов при $44-миллионном бюджете (а ведь изначально планировалось потратить на производство всего $2 миллиона!), не смог привести в восторг критиков и, хоть и завоевал 4 «Оскара», но пролетел мимо самых престижных номинаций (лучший фильм, режиссура, сценарий, актерские работы). Тем обиднее должно быть голливудской диве Элизабет Тейлор, сыгравшей египетскую царицу великолепно — ее Клеопатра до сих пор считается эталонной и непревзойденной. Кстати, все могло повернуться иначе: во время съемок Тейлор серьезно заболела, и продюсеры начали искать ей замену — среди актрис, которых рассматривали на роль Клеопатры в этот период, была Мэрилин Монро.
Хильдегард Нил, «Антоний и Клеопатра» (1972)
Британка Хильдегард Нил с ее шекспировской актерской выучкой была хороша в роли царицы Египта, но от провала экранизацию «Антония и Клеопатры» это, увы, не спасло. В картине Чарльтона Хестона, сыгравшего Марка Антония уже в третий раз в кинокарьере (после двух экранизаций «Юлия Цезаря» — в 1950-м и 1970-м), как-то все не задалось: далеко не самый большой бюджет в $1,8 млн не получилось отбить в прокате (сборы составили всего $2,7 млн), а Орсон Уэллс, которого Хестон просил поставить фильм, ответил отказом, и за режиссуру пришлось взяться самому Чарльтону. На два фронта Хестон отработал неважно. Любопытно, что восемь лет спустя Хильдегард Нил сыграла вместе с лучшей Клеопатрой всех времен, Элизабет Тейлор, в детективе «Зеркало треснуло».
Леонор Варела, «Клеопатра» (1999)
Для чилийки Леонор Варелы трехчасовой мини-сериал Фрэнка Роддэма стал пропуском в Голливуд (не считать же таковым эпизодическую роль в «Человеке в железной маске», вышедшем годом раньше?). К сожалению, головокружительную голливудскую карьеру латиноамериканской красавице сделать не удалось, однако в случае с «Клеопатрой» (вполне достойным, кстати, телефильмом) куда интереснее личность постановщика — телепеплум стал последней режиссерской работой в карьере британца Фрэнка Роддама, начавшего путь в кино с культовой «Квадрофении» (1979).
Моника Беллуччи, «Астерикс и Обеликс: Миссия "Клеопатра"» (2002)
Знойная итальянка пошла по стопам своей легендарной соотечественницы Софи Лорен и сыграла Клеопатру в комедии — эксцентрической и дико смешной. Это лучший фильм из серии об Астериксе и Обеликсе с Кристианом Клавье и Жераром Депардье, и все, кто в нем снимался, вспоминают о нем с теплотой. Беллуччи — не исключение: по ее словам, самым забавным было менять многочисленные костюмы царицы. Кстати, весь реквизит был продан на благотворительном аукционе — деньги пошли в фонд организации защиты детей.