Рецензия на фильм «РЕШЕНИЕ УЙТИ»

В прокате идет триллер Пака Чхан-ука, получивший в Каннах приз за лучшую режиссуру. Впечатлениями от новой картины выдающегося корейца делится Кирилл Горячок.

Страдающий от бессонницы следователь Хэ-джун (Пак Хэ-иль) живет своей работой. С женой (Ли Джон-хён), сотрудницей АЭС, он давно живет раздельно, хотя их отношения по-прежнему честны и полны взаимоуважения. Ночами Хэ-джун одиноко колесит по безлюдному Пусану, расследуя очередное запутанное дело. Новый вызов вырывает сонливого детектива из привычной череды дней: тело сотрудника миграционной службы найдено у подножья горы. Хотя все указывает на то, что это несчастный случай, Хэ-джун все же решает до конца убедиться в этом. След приводит его к вдове мужчины, китаянке Со Рэ (Тан Вэй), которая, кажется, совсем не огорчена известием о смерти мужа. Следователь начинает подозревать ее в убийстве, но одновременно влюбляется в нее без памяти.

Корейский режиссер Пак Чхан-ук, прославившийся «Олдбоем», уже современной классикой, в своем новом фильме «Решение уйти» значительно отступает от привычных для себя тем и стиля. Мастер кровавых притч о мести и сексе поставил тихую, поэтическую историю любви, в которой нет, кажется, ни капли крови и ни единой постельной сцены. Но при всем целомудрии и вегетарианстве, «Решение уйти» — увлекательный и нетривиальный триллер, в котором узнаются черты лучших работ Хичкока и Де Пальмы.

Педантичный детектив, который не может спать, привык все делать правильно. Даже с женой, с которой у него давние «гостевые» отношения, он ведет себя образцово, встречаясь с ней каждые выходные. Они занимаются любовью, сообразуясь с фактом статистики, что это нужно изредка делать, дабы сохранить брак. Впрочем, зачем Хэ-джуну этот брак, он, кажется, давно перестал думать. Он проводит жизнь в полудреме и, кажется, его вполне удовлетворяют механические действия вроде секса или преследования нового подозреваемого. Но после встречи с роковой Со Рэ все резко меняется, это сбивает с толку расчетливого и прозорливого следователя. Он теряет контроль, совершает ошибки, теряется в догадках — любит ли она его или только использует? И откуда в нем самом эта страсть к ней?

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В «Решении уйти» лейтмотивом является сон, этакое пограничное состояние между реальностью и воображением. Хэ-джун постоянно находится на этой границе, и символично, что только Со Рэ помогает ему наконец обрести покой и уснуть. Пак Чхан-ук показывает в сценах близости героев настоящее режиссерское мастерство. Влюбленные, не касаясь друг друга, одними взглядами и жестами выражают безумное притяжение, пожирающую страсть. Актерские работы, в особенности Тан Вэй, превосходны. За ними страшно интересно наблюдать и замечать, как роман меняет героев, выбивает из колеи, заставляет нарушать правила и действовать вразрез с моральными обязательствами.

Отношения Хэ-джуна и Со Рэ и после титров продолжают оставаться загадкой. Что это было, правда ли это любовь или только наваждение? Почему эта таинственная китаянка, будто явившаяся то ли с небес, то ли из преисподней, сама ускользает от грустного детектива вновь и вновь? В «Решении уйти» Пак рассказывает поэтичную историю о невозможности любви, о том, как все на свете, начиная с распорядка дня и утреннего кофе и заканчивая трудовым и супружеским долгами, разъединяет людей. И, кажется, это естественно — отказываться, подавлять желание и решать уйти. Эти меланхоличные размышления режиссер блистательно заворачивает в форму классического нуара со всеми его составляющими: femme fatale, невыспавшийся детектив и мир, полный если не зла, то апатии ко всем и ко всему.

Поделиться