«НОЧЬ ГРИЗЛИ» (1966)
Джим Коул вместе с женой и детьми перебирается в небольшой городок, где решает заняться фермерством. Но спокойной жизни на природе не получится: в округе бесчинствует гигантский гризли по кличке Сатана, убивающий скот местных жителей. Устав терпеть убытки от медвежьих вылазок, Джим решает сам убить зверя. Задача осложняется тем, что за Сатану назначена награда, и если ее получит охотник-конкурент, семья Коул останется без средств.
Фильм Джозефа Пивни представляет собой гибрид вестерна и драмы с вкраплениями хоррора. Медведь здесь — не главный монстр, а скорее инструмент в конфликте двух людей, обеспечивающий нужную дозу саспенса. Тем не менее «медвежий» потенциал Пивни использует активно: Сатана не только задирает свиней и быков на ферме, но и не раз вступает в схватку с охотниками.
«ЧЕЛОВЕК ДИКИХ ПРЕРИЙ» (1971)
1820-е годы, северо-запад США. Зверолов Захария Басс тяжело ранен в схватке с медведем. Товарищи бросают едва живого Басса в лесу, решив, что помочь ему нельзя. Чудом выжив, Басс решает выследить свою экспедицию, чтобы отомстить тем, кто оставил его умирать. В пути ему придется преодолеть множество препятствий — от болезней и голода до встреч с опасными хищниками, обитающими в здешних лесах.
Первая экранизация знаменитой истории Хью Гласса интересна тем, что сочетает вестерн и триллер о возмездии. Но основной акцент режиссер Ричард Сарафьян (постановщик культового фильма-погони «Исчезающая точка») сделал все же на отчаянной борьбе героя (в блестящем исполнении Ричарда Харриса) за жизнь посреди дикой природы.
«ГРИЗЛИ» (1976)
В заповедном лесу появляется гризли, нападающий на людей. Пока руководство пытается замять неприятные инциденты, дабы не допустить оттока туристов, местный рейнджер вместе с фотографом и ученым-натуралистом пытаются выследить и остановить зверя. Вскоре они поймут, что им противостоит не обычный хищник, а доживший до наших дней гигантский доисторический медведь, обожающий лакомиться человеческим мясом.
Фильм, вышедший на волне успеха «Челюстей», хоть и беззастенчиво копирует сюжетную формулу спилберговского блокбастера, все же наполняет ее достаточно оригинальным содержанием. Ставку режиссер Уильям Гёрдлер (позже снявший еще один зоохоррор — «День животных») сделал не столько на саспенс, сколько на многочисленные убийства и экшн-сцены. Так что «Гризли» можно назвать первым «звериным слэшером».
«НА ЛОНЕ ПРИРОДЫ» (1988)
Честер Рипли с женой Конни и сыновьями отправляется на летний отдых в живописный парк. К несчастью для семьи Рипли, вскоре к ним присоединяется Кейт — сестра Конни — вместе с мужем Романом и дочками. Честер изо всех сил старается держать себя в рамках приличий, но самодовольный и взбалмошный Роман регулярно втягивает родню в авантюры, разжигая семейные стычки. Вдобавок где-то рядом бродит гризли по кличке Лысый Медведь, который, по слухам, обожает лакомиться человечиной — и у зверя свои счеты с Честером.
Фильм Ховарда Дойча справедливо входит в золотой фонд комедий 1980-х. Отличный сценарий классика Джона Хьюза блестяще разыгран актерским ансамблем во главе с Дэном Эйкройдом и Джоном Кэнди. Что касается медведя, то здесь он своего рода гвоздь программы: сцен с ним немного, но представить фильм без него невозможно.
«МЕДВЕДЬ» (1988)
Западная Канада, 1885 год. Осиротевший медвежонок оказывается в полном одиночестве посреди огромного леса. Блуждая в поисках укрытия и еды, малыш встречается с взрослым медведем-кадьяком, который становится его другом. Им придется защищаться от жестоких охотников, один из которых поклялся убить медведей во что бы то ни стало.
Один из самых знаменитых и трогательных фильмов Жан-Жака Анно примечателен тем, что в центре сюжета находятся не люди, а животные. При этом режиссер мастерски показывает бесчеловечность охотников, в то же время подчеркивая свойственное зверям сострадание — задача столь же сложная в задумке, сколь и элегантная в исполнении. Роль взрослого кадьяка сыграл медведь Барт, участвовавший во многих известных фильмах — например, в уже упомянутой комедии «На лоне природы», «Легендах осени» и «На грани».
«ДЖОНАТАН — ДРУГ МЕДВЕДЕЙ» (1994)
На глазах маленького Джонатана бандиты убивают его семью, но мальчику удается спрятаться в пещере, где он встречает медвежонка. После того как Джонатана находит племя индейцев, он становится приемным сыном вождя. Уже будучи взрослым и опытным охотником, Джонатан защищает земли своего племени от посягательств алчного нефтяного магната.
Этот вестерн, снятый Энцо Кастеллари в России, выглядит причудливым гибридом постсоветского фильма про индейцев и спагетти-вестерна. В касте перемешаны итальянские и российские актеры, играющие американцев (от Франко Неро до Бориса Хмельницкого), а декорации индейской деревни строились на подмосковной военной базе — в общем, местный колорит пропитан легким, но незабываемым сюрреализмом.
«ЛЕГЕНДЫ ОСЕНИ» (1994)
Полковник Уильям Ладлоу с женой и тремя детьми поселяется в глуши Монтаны, живя уединенной фермерской жизнью. После того как жена бросает его, Уильям вместе с лучшим другом-индейцем и его семьей продолжает воспитывать сыновей. Им предстоит пройти по жизни вместе и выдержать немало ударов судьбы, оставшись, вопреки всему, одной семьей.
Эпический «семейный вестерн» Эдварда Цвика получил три номинации на «Оскар» и победил в одной — премии Академии удостоился оператор Джон Толл, который одинаково красиво снял и грязные окопные бои Первой мировой, и безмятежные поля, нетронутые цивилизацией. Медведь, показанный всего в нескольких сценах, здесь выступает ключевым символом необузданной природы, всегда опасной для человека.
«НА ГРАНИ» (1997)
Миллиардер Чарльз Морс и его жена Микки летят на Аляску вместе с фотографом Робертом, чтобы устроить для Микки концепт-съемку на природе. Их самолет терпит крушение, и трое городских жителей оказываются потерянными в огромном лесу. Чтобы выжить, Чарльзу и Роберту придется объединить усилия, но дело осложняется тем, что оба, кажется, претендуют на одну и ту же женщину.
Один из первых голливудских проектов новозеландца Ли Тамахори, в котором он эффектно соединил психологическую драму и триллер о выживании в дикой природе. «На грани» к тому же один из немногих «медвежьих» фильмов, где зверь играет значительную роль в сюжете, выступая основной угрозой для героев фильма.
«РОКОВОЙ МАРШРУТ» (2014)
Во время отдыха на природе Алекс и его девушка Дженни решают пройти по лесной тропе, известной Алексу еще с детства, однако вскоре понимают, что заблудились. Разбив лагерь у озера, молодые люди наутро обнаруживают, что их припасы съедены — где-то рядом бродит агрессивно настроенный медведь, готовый напасть в любую минуту.
Минималистичный триллер любопытен в основном за счет операторской работы Кристиана Бильца. Медведь здесь хоть и назначен на роль главного злодея, но появляется до обидного нечасто, в то время как большую часть времени занимают ссоры главных героев. Впрочем, под конец действие разгоняется, и хищник проявляет себя во всей красе.
«ВЫЖИВШИЙ» (2015)
1823 год, дикий северо-запад США. В результате нападения медведицы траппер Хью Гласс получает тяжелые ранения, и охотники, которых он вел по индейским территориям, оставляют его умирать. Чудом выжив посреди зимнего первобытного леса, Гласс начинает долгое и опасное путешествие через дикие земли.
Фильм Алехандро Гонсалеса Иньярриту принес Леонардо ДиКаприо заветный «Оскар» за лучшую мужскую роль. Сцена с медведем здесь всего одна, но зато какая! (Тот самый случай, когда невозможно представить весь фильм без одного-единственного эпизода.) Впрочем, и без медведя здесь есть на что посмотреть — благодаря потрясающей операторской работе Эммануэля Любецки (тоже, кстати, получившего «Оскар»). Непокоренная природа Америки выглядит в «Выжившем» не только восхитительно красивой, но и завораживающе смертоносной.