Рецензия на фильм Майкла Грейси «Величайший шоумен»

Кирилл Горячок — о «Величайшем шоумене» — первом громком релизе года и проекте мечты Хью Джекмана. 

Театр Финеаса Барнума (Хью Джекман) расположен посреди Нью-Йорка и привлекает внимание широкой публики самыми разнообразными диковинами: от женщины с бородой и сиамских близнецов до живых слонов и талантливых акробатов. Несмотря на безумный успех спектакли знаменитого антрепренера вызывают брезгливость у интеллектуалов и недовольство у защитников морали. Однако Барнум, выходец из рабочего класса, всю жизнь мечтал лишь о том, чтобы пробиться в высший свет, заставить общество уважать себя и свою семью. Одержимый жаждой славы, вскоре шоумен заплатит высокую цену за свои амбиции.

Идея экранизации насыщенной жизни «Величайшего шоумена» Финеаса Барнума зрела в голове Хью Джекмана еще со времен, когда он не был Росомахой, а играл в мюзиклах на сцене лондонских театров. Мечте актера суждено было сбыться под началом режиссера-дебютанта Майкла Грейси. У кинематографистов получился жутко старомодный, но красивый костюмированный мюзикл в старых голливудских традициях.

Стилизованная под 50-е (в частности под знаменитое «Величайшее шоу мира») лента Грейси соткана из многочисленных киноусловностей, да и снята по большей части в павильонах. Впрочем, это не делает картину вычурной и неубедительной, а, наоборот, создает впечатление большого спектакля, события которого, поданные через музыку, стремительно разворачиваются на экране. И что касается песен, здесь их очень много. В отличие от прошлогоднего «Ла Ла Ленда», герои «Шоумена», и вместе с ними зрители, не успевают перевести дух между танцевальными номерами. Это сказывается на развитии персонажей, которых здесь с избытком (скажем, отношения Эфрона и Зендаи решены почти целиком через песни), однако позволяет создателям успеть за небольшой хронометраж фильма рассказать обо всем на свете.

Отдельного упоминания заслуживает Хью Джекман, без которого представить себе «Шоумена» невозможно. Актер очень органично исполняет танцевальные и песенные номера, и, хотя он почти не покидает экран, как только камера уделяет время другим персонажам, хочется поскорее вернуться к нему. Второй план фильма действительно выглядит менее убедительно, в особенности Мишель Уильямс в роли безропотной жены и матери, и Зак Эфрон, играющий самого себя. Ярче других выступит Ребекка Фергюсон с одним, но эмоциональным и красивым номером.

Что касается сюжета «Величайшего шоумена», то нужно признать, что реальная биография Барнума во много раз превосходит основанный на ней сценарий по части интересных событий. Шоумен был куда более неоднозначной и масштабной личностью, а не счастливым романтиком, каким показывает его Джекман. Цирк Барнума, конечно, тоже не был местом, где несправедливо изгнанные обществом люди могли почувствовать себя полноценными и равными.

С другой стороны, реалистичность и натурализм (при виде циркового карлика на ум тут же приходят «Уродцы» Тода Браунинга) картине на пользу вряд ли бы пошли. Прежде всего, «Шоумен» — добрая сказка в диснеевском духе: о мечте, семье и верности. Создатели стремились следовать заветам самого Барнума — показать пышное цирковое зрелище, не имеющее ничего общего с реальностью. Впрочем, старомодность этого спектакля все же сильно бросается в глаза. Несмотря на современные аранжировки и актуальную тему шовинизма, «Шоумен» сам по себе выглядит как анахронизм, который искренне заинтриговать сможет далеко не каждого.

Поделиться