Травма потери, боль одиночества и призрачная угроза в «Присутствии» Стивена Содерберга

Оскароносный режиссер рассказывает простую, но визуально эффектную историю о доме с привидениями – получается динамично, но не очень страшно

Семья из четырех человек – мать Ребекка (Люси Лью), отец Крис (Крис Салливан), сын Тайлер (Эдди Мадэй) и дочка Хлоя (Каллина Лян) въезжают в новый дом. За хлопотами новоселья время летит незаметно, и лишь Хлоя, остро переживающая недавнюю смерть лучшей подруги, чувствует на новом месте чье-то невидимое присутствие, однако ни брат, ни родители не принимают ее ощущения всерьез. Но после того как незримая сила устраивает неожиданный погром, семья понимает, что в доме действительно обитает нечто потустороннее. 


Стивен Содерберг, помимо вклада в большое кино (достаточно вспомнить драмы «Траффик» и «Эрин Брокович»), известен страстью к жанровым экспериментам. В конце 2010-х он снял целиком на айфон психологический триллер «Не в себе», а в разгар пандемии снял камерный триллер «Кими», где перемешал детектив и драму об агорафобии. «Присутствие» тоже фильм малого масштаба, но смелой задумки: все события показаны глазами призрака, обитающего в доме. 

Фильм был снят всего за 11 дней в конце 2023 года

Фильм был снят всего за 11 дней в конце 2023 года

Видеоряд напоминает открывающие кадры классических «Зловещих мертвецов», где невидимая злая сила несется через лес. Но Содерберг, в отличие от Сэма Рэйми, не отступает от выбранного стиля все полтора часа, и даже монтажные склейки здесь лишь переключают время дня или комнату, не сильно изменяя ракурс. При этом применяется легкий эффект «рыбьего глаза»: изображение по краям слегка искажено, чтобы сфокусировать внимание на том, что происходит в центре экрана.


Но концептуальная новация, хоть и передана в любопытной визуальной форме, все же работает прежде всего за счет грамотного сценария Дэвида Кеппа (написавшего для Дэвида Финчера «Комнату страха» и ту же «Кими» для Содерберга), сочетающего семейную драму с мистическим триллером. До поры до времени все паранормальные явления безобидны и редки, оставаясь фоном для истории о том, как Хлоя переживает утрату близкого человека в почти полном одиночестве. Лишь после того, как остальные члены семьи осознают, что живут вместе с призраком, события набирают темп. И здесь Кепп умело переводит акцент на нового друга Хлои, вместо погружения в клишированный сюжет о враждебном привидении. 

Питер Эндрюс, указанный в титрах как оператор – это псевдоним самого Содерберга, который управлял камерой

Питер Эндрюс, указанный в титрах как оператор – это псевдоним самого Содерберга, который управлял камерой

Так что призрачный «вид из глаз» в «Присутствии» хоть и важный, все же скорее дополняющий, нежели определяющий фактор успеха. Наряду с ним и крепким сценарием важна актерская игра. Правда, акценты на ней в семье распределены крайне неравномерно. Крис Салливан хорошо отыгрывает роль заботливого, но растерянного отца, однако основная драматическая нагрузка тут лежит на плечах Каллины Лян, и она справляется с ношей вполне достойно. Увы, ни Люси Лью, ни Джулия Фокс или Эдди Мадай особо не задействованы в сюжете, оставаясь не более чем схематичными образами. Зато Уэст Малхолланд, играя парня Хлои, отлично переходит грань между безопасным и угрожающим поведением.

Уроженка Ванкувера Каллина Лян не была на слуху в Голливуде до того, как получила главную роль в фильме «Присутствие».

Уроженка Ванкувера Каллина Лян не была на слуху в Голливуде до того, как получила главную роль в фильме «Присутствие».
По мере развития событий атмосфера в доме сгущается, и, начинаясь как драма о принятии потери, «Присутствие» плавно превращается в триллер о призраке. Но при этом насыщенных саспенсом сцен в фильме немного, и основная интрига связана не столько с поведением самого призрака, сколько с отношением семьи к жутковатому феномену. Тут же кроется и единственный не вполне проработанный сценарный нюанс: личность призрака так и не проясняется до конца, и на этот счет даются лишь смутные намеки. Впрочем, на общий ход событий эта шероховатость не влияет «Присутствие» движется по сюжетным рельсам быстро и уверенно, за неполные 90 минут рассказывая трогательную и местами пугающую историю с помощью занятого визуального приема. 

Поделиться