НЕОБХОДИМА АВТОРИЗАЦИЯ
Си-си-си-пи Вячеслав Фетисов, опустив очки, сосредоточенно смотрит на экран смартфона. Интервьюер (американский режиссер Гейб Польски) хочет задать вопрос, но Фетисов перебивает его, показывая в камеру средний палец. Оторвавшись наконец от телефона, легендарный хоккейный защитник начинает долгий увлекательный рассказ о своей карьере (от юниора ЦСКА до высокопоставленного чиновника), о своих напарниках (великолепная пятерка Макаров-Ларионов-Крутов-Касатанов-Фетисов и вратарь Третьяк), о стереотипном мышлении американцев в отношении первых легионеров из СССР, о том, почему однажды грузный министр обороны Язов назвал Фетисова «членососом», и, конечно же, о роли хоккея в идеологической схватке с Соединенными штатами. «Суровый бой ведет ледовая дружина», - даже в строчках незатейливой воодушевляющей песенки угадывалось отношение коммунистической партии к этому командному виду спорта. Победы на международных соревнованиях были не менее важным показателем эффективности социализма, чем количество ядерных боеголовок на душу населения. Спортсмены (являющиеся к тому же офицерами Красной армии), как настоящие солдаты 11 месяцев в году жили на тренировочной базе, а после выматывающих марш-бросков «писали кровью». Золотые медали воспринимались как данность, а поражения приравнивались к предательству. Как никак, война на дворе, пускай и холодная. В связи с этим, режиссер этого уникального документального проекта задается вполне закономерным вопросом: как жестокая авторитарная система могла породить прекрасный игровой стиль, который одновременно обладал красотой русского балета и скоростью мышления великих советских шахматистов? Но прямого ответа на этот вопрос «Красная армия» не дает: рациональному американцу не удается разложить по полочкам тонкости загадочной русской души. Сначала ему кажется, что советские виртуозы были обязаны своим успехом романтичному тренеру Анатолию Тарасову («Улыбайся! Ты же в хоккее!»), но потом сам же утверждает, что большинство побед случились уже при Викторе Тихонове. Да и байки о тяжелейших условиях подготовки оказываются сильно приукрашенными - стеснительный Крутов резюмирует: «Конечно, было трудно, но мы занимались любимым делом и были счастливы» - вот он, парадокс безответного русского патриотизма. Несмотря на благоговейный трепет режиссера перед советским хоккеем, его документальная лента не лишена стандартных атрибутов стереотипной антикоммунистической агитки: титры в духе русского коллективизма, матрешки, красные звезды, серп с молотом, на саундтреке – треньканье балалаек и детское хоровое пение. Ради художественной красочности Польски небрежно искажает факты: например, тренер Виктор Тихонов из опытного, хоть и чрезвычайно строгого наставника превратился в кабинетного выскочку, ставленника партии и жестокого диктатора, который был назначен сразу же после увольнения Тарасова, а не спустя несколько лет. И таких неточностей, упущений и недосказанностей – больше, чем в бравурной «Легенде №17» или в тусклом и насквозь фальшивом байопике «Слава» (тоже посвященного жизни Вячеслава Фетисова), что для документального кино – фатальная ошибка. Создателям «Красной Армии» неинтересна погоня за исторической достоверностью – им хочется показать американскому зрителю, что винтиками красной коммунистической машины были обычные люди, которые любили свою страну несмотря ни на что. «Мы потеряли патриотизм, потеряли гордость, душу», - грустно подмечает Фетисов, когда вспоминает про развал Советского союза. Польски, в подтверждение этих слов, ввинчивает в повествование отрывок из вирусного видео с Александром Овечкиным, в котором известный хоккеист на спор расстреливает матрешки с краской. За полтора часа «Красной армии» благодаря умелому монтажу и грамотной режиссуре удаётся рассказать многое, но самое интересное, как обычно, остается за кадром. Ведь судьба Фетисова - это показательный пример того, как великий спортсмен может превратиться в лицемерного функционера. На фоне этой героической истории о борьбе свободолюбивого Славы с нежеланием партийных тугодумов отпускать спортсменов в НХЛ, смотрится совершенно отвратительно недавняя инициатива самого Фетисова запретить молодым российским хоккеистам уезжать в заокеанские клубы. Но при этом «Красная армия», несмотря на все свои очевидные минусы, смотрится на одном дыхании: отретушированные архивные кадры изящных комбинаций и восхищенные отзывы западных экспертов вызывают неподдельное чувство гордости за отважных парней, которые боролись до последнего и шли вперед, сплюнув на лед выбитые зубы. У которых в жизни была только одна цель - доказать, что «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней»

Си-си-си-пи Вячеслав Фетисов, опустив очки, сосредоточенно смотрит на экран смартфона. Интервьюер (американский режиссер Гейб Польски) хочет задать вопрос, но Фетисов перебивает его, показывая в камеру средний палец. Оторвавшись наконец от телефона, легендарный хоккейный защитник начинает долгий увлекательный рассказ о своей карьере (от юниора ЦСКА до высокопоставленного чиновника), о своих напарниках (великолепная пятерка Макаров-Ларионов-Крутов-Касатанов-Фетисов и вратарь Третьяк), о стереотипном мышлении американцев в отношении первых легионеров из СССР, о том, почему однажды грузный министр обороны Язов назвал Фетисова «членососом», и, конечно же, о роли хоккея в идеологической схватке с Соединенными штатами. «Суровый бой ведет ледовая дружина», - даже в строчках незатейливой воодушевляющей песенки угадывалось отношение коммунистической партии к этому командному виду спорта. Победы на международных соревнованиях были не менее важным показателем эффективности социализма, чем количество ядерных боеголовок на душу населения. Спортсмены (являющиеся к тому же офицерами Красной армии), как настоящие солдаты 11 месяцев в году жили на тренировочной базе, а после выматывающих марш-бросков «писали кровью». Золотые медали воспринимались как данность, а поражения приравнивались к предательству. Как никак, война на дворе, пускай и холодная. В связи с этим, режиссер этого уникального документального проекта задается вполне закономерным вопросом: как жестокая авторитарная система могла породить прекрасный игровой стиль, который одновременно обладал красотой русского балета и скоростью мышления великих советских шахматистов? Но прямого ответа на этот вопрос «Красная армия» не дает: рациональному американцу не удается разложить по полочкам тонкости загадочной русской души. Сначала ему кажется, что советские виртуозы были обязаны своим успехом романтичному тренеру Анатолию Тарасову («Улыбайся! Ты же в хоккее!»), но потом сам же утверждает, что большинство побед случились уже при Викторе Тихонове. Да и байки о тяжелейших условиях подготовки оказываются сильно приукрашенными - стеснительный Крутов резюмирует: «Конечно, было трудно, но мы занимались любимым делом и были счастливы» - вот он, парадокс безответного русского патриотизма. Несмотря на благоговейный трепет режиссера перед советским хоккеем, его документальная лента не лишена стандартных атрибутов стереотипной антикоммунистической агитки: титры в духе русского коллективизма, матрешки, красные звезды, серп с молотом, на саундтреке – треньканье балалаек и детское хоровое пение. Ради художественной красочности Польски небрежно искажает факты: например, тренер Виктор Тихонов из опытного, хоть и чрезвычайно строгого наставника превратился в кабинетного выскочку, ставленника партии и жестокого диктатора, который был назначен сразу же после увольнения Тарасова, а не спустя несколько лет. И таких неточностей, упущений и недосказанностей – больше, чем в бравурной «Легенде №17» или в тусклом и насквозь фальшивом байопике «Слава» (тоже посвященного жизни Вячеслава Фетисова), что для документального кино – фатальная ошибка. Создателям «Красной Армии» неинтересна погоня за исторической достоверностью – им хочется показать американскому зрителю, что винтиками красной коммунистической машины были обычные люди, которые любили свою страну несмотря ни на что. «Мы потеряли патриотизм, потеряли гордость, душу», - грустно подмечает Фетисов, когда вспоминает про развал Советского союза. Польски, в подтверждение этих слов, ввинчивает в повествование отрывок из вирусного видео с Александром Овечкиным, в котором известный хоккеист на спор расстреливает матрешки с краской. За полтора часа «Красной армии» благодаря умелому монтажу и грамотной режиссуре удаётся рассказать многое, но самое интересное, как обычно, остается за кадром. Ведь судьба Фетисова - это показательный пример того, как великий спортсмен может превратиться в лицемерного функционера. На фоне этой героической истории о борьбе свободолюбивого Славы с нежеланием партийных тугодумов отпускать спортсменов в НХЛ, смотрится совершенно отвратительно недавняя инициатива самого Фетисова запретить молодым российским хоккеистам уезжать в заокеанские клубы. Но при этом «Красная армия», несмотря на все свои очевидные минусы, смотрится на одном дыхании: отретушированные архивные кадры изящных комбинаций и восхищенные отзывы западных экспертов вызывают неподдельное чувство гордости за отважных парней, которые боролись до последнего и шли вперед, сплюнув на лед выбитые зубы. У которых в жизни была только одна цель - доказать, что «от тайги до британских морей Красная армия всех сильней»
+79167283638 Info@kinomania.ru

ОТПРАВИТЬ РЕЦЕНЗИЮ
  • I
  • B
  • Цитата
  • Спойлер
Kinomania.ru
Контакты: Телефон:+79167283638, Адрес: Info@kinomania.ru, Главный редактор: Горячок К.Л.