Режиссер Ричард Торп, 1953
Классическая голливудская постановка Ричарда Торпа по мотивам легенд о короле Артуре. Масштабная для тех лет работа с декорациями, цветом и форматом CinemaScope. В центре событий — борьба за власть и любовный треугольник между Артуром, Ланселотом и Гвиневрой. Последнюю, кстати, играет роскошная Ава Гарднер, отчего ее героиня приобрела черты роковой женщины из фильмов нуар. Главная роль Ланселота досталась Роберту Тэйлору, который не раз выступал в столь же героическом образе, в том числе в экранизации Генрика Сенкевича «Камо грядеши?» в 1951 году. «Рыцари круглого стола», конечно, уже выглядят наивно, в особенности «святые» видения, которыми одаряет рыцарей Святой Грааль. Тем не менее, в 1954 году фильм был номинирован на два «Оскара» и даже участвовал в основном конкурсе Каннского фестиваля.
Режиссер Вольфганг Райтерман, 1963
Анимационный фильм студии Дисней, основанный на одноименном романе Теренса Хэнбери Уайта — английского писателя, известного своими пересказами древних легенд о рыцарях Круглого стола. Мультфильм рассказывает о детстве короля Артура, начинающего свой путь при дворе феодала Эктора. Обитатели замка обижают мальчика, и никто не верит, что обычный слуга может стать королем. Но однажды Артур встречается с Мерлином, который поведал ему легенду об Экскалибуре. «Меч в камне» рассказывает типичную диснеевскую историю о взрослении и вере в мечту, — все это сделано очень красочно, с множеством песен и смешных номеров, вроде магической схватки Мерлина и Мадам Мим. Хотя мультфильм встретили прохладно, с выходом на VHS он обрел вторую жизнь и вошел в золотую коллекцию мультфильмов студии.
Режиссер Джошуа Логан, 1967
После смерти Джона Кеннеди его жена Жаклин не раз публично заявляла о любви президента к мюзиклу «Камелот». Бродвейская постановка Алана Джея Лернере и Фредерика Лёве моментально стала хитом, а в 1967 году вышла ее прямая экранизация. В связи с этим картину часто интерпретируют в политическом ключе, усматривая в ней аллюзии на вьетнамскую войну, а образ короля Артура трактуя, как фигуру самого Кеннеди — благородного правителя, в чьи уста вложены праведные слова о том, что власть служит справедливости. Но даже без этого бэкграунда фильм выглядит занимательно, прежде всего, благодаря актерскому составу. Артура играет Ричард Харрис — будущий Альбус Дамблдор, Гвиневру — молодая Ванесса Редгрейв, а Ланселота — Франко Неро, прославившийся ролью Джанго в знаменитых спагетти-вестернах. Кстати, спустя два года режиссер Джошуа Логан поставит мюзикл в декорациях вестерна и уже с поющими Ли Марвином и Клинтом Иствудом. Зрелище очень странное, но небезынтересное.
Режиссер Робер Брессон, 1974
Историю о возвращении рыцарей Круглого стола после неудачной экспедиции за Святым Граалем французский классик Робер Брессон собирался поставить несколько десятилетий. Знакомые события, в «Ланселоте Озерном», вроде романа доблестного рыцаря и Гвиневры, у Брессона приобретают весьма мрачные черты. Прежде всего, Ланселот здесь — типичный брессоновский герой: бесплодные поиски Грааля и несчастная любовь раздирают его изнутри. По словам самого режиссера, это история о человеке, раздавленном машиной судьбы, состоящей из предопределенностей и случайностей, из которых нет возможности вырваться. Трагедия невозможности выбора окрашивает всю картину, для своего времени довольно кровавую и жестокую. А финальная сцена гибели рыцарей, свалившихся грудой железных доспехов друг на друга, пожалуй, самая пронзительная интерпретация «светлых» легенд о рыцарях Круглого стола.
Режиссеры Терри Гиллиам и Терри Джонс, 1975
«Монти Пайтон и Священный Грааль» стал первым полнометражным фильмом команды комиков «Монти Пайтон», до этого уже прославившейся телевизионным сериалом «Монти Пайтон и летающий цирк». В целом фильм можно определить и как пародию на возвышенные легенды о рыцарях Круглого стола, и как сборник скетчей и гэгов объединенных одной «темой». В поисках Грааля Артур и его рыцари попадают в различные нелепые и странные ситуации, вроде столкновения с крестьянами-анархистами или кроликом-убийцей. Средневековая Англия в фильме — чистейшая условность, иногда можно и вовсе забыть, что речь идет о короле Артуре. «Монти Пайтон и Священный Грааль» давно считается культовой классикой, и активно цитируется на протяжении уже четырех десятков лет как в кино, так и в видеоиграх. А в Англии картина признана одной из лучших комедий в истории.
Режиссер Эрик Ромер, 1978
Еще одна нестандартная экранизация средневековых легенд. Классик французской Новой волны Эрик Ромер поставил своеобразный ответ на картину Брессона «Ланселот Озерный», выделив другого рыцаря Круглово стола — Персиваля. Картина очень условно следует от юности героя до его вступления в орден и является адаптацией неоконченного средневекового романа «Персеваль, или Сказание о Граале». Прежде всего, картина интересна необычной и нарочно театрализованной стилизацией и сценографическими решениями в духе Роберта Уилсона. Ромер воспроизводит на сцене средневековые мистерии, экспериментирует с красками и вообще показывает Персиваля христианским мучеником. Зрители не приняли картину, и она обернулась очередным коммерческим провалом для режиссера. Но среди поклонников творчества Ромера «Персиваль Галльский» имеет большое значение. Кроме того, это хороший шанс увидеть молодыми известных французских актеров Фабриса Лукини и Андре Дюссолье.
Режиссер Джон Бурмен, 1981
«Экскалибур» — экранизация произведений средневекового автора Томаса Мэлори, которые являются главным и важнейшим источником легенд о рыцарях Круглого стола. Джон Бурмен, уже снявший к тому моменту свои лучшие фильмы, такие как «В упор» и «Избавление», взялся поставить легенды о короле Артуре не случайно — с детства он зачитывался средневековыми романами и грезил однажды снять рыцарский фильм. Интересно, что задумка «Экскалибура» родилась после того, как режиссеру не удалось запустить в производство экранизацию «Властелина колец» Толкина. Бурман признавался, что хотел передать в фильме ощущение первобытной ясности, того, что все происходит впервые. Он пытался не экранизировать легенду, но пересоздать ее заново. Благодаря этому «Экскалибур», пожалуй, наиболее интересная и сильная экранизация жития короля Артура и его свиты. Картина прекрасно использует символизм, музыку Вагнера, а также молодых актеров Лиама Нисона и Гэбриела Бирна, вместе с Хелен Миррен в роли порочной ведьмы Морганы. Главное, что удалось сделать Бурмену — это передать волшебную и трагическую атмосферу главного английского мифа.
Режиссер Джерри Цукер, 1995
Одна из самых известных картин о соперничестве Ланселота и короля Артура за сердце Гвиневры. Цукер ничего принципиально нового не предложил, а решил осовременить старую легенду с помощью популярных актеров. Шон Коннери отлично смотрится в роли мудрого правителя, а Джулия Ормонд, хоть и не тянет на средневековую девушку, но смотрится удачно. Чего не скажешь о Ричарде Гире, который с трудом уживается с образом знаменитого рыцаря Ланселота. Впрочем, повторюсь, задачей Цукера явно было показать современную романтическую драму в исторических декорациях, и ему это удалось. Критики сразу фильм невзлюбили, а вот зрителям понравилось — «Первый рыцарь» стал хитом проката и имел удачную судьбу на видеоносителях. Кроме того, в картине отличные костюмы, саундтрек Джерри Голдсмита и забавная сцена переодевания солдат в овец.
Режиссер Энтони Хикокс, 1997
«Принц Вэлиант» хоть и повествует очередную историю о Камелоте и его рыцарях, вовсе не является адаптацией средневековых романов. Фильм снят по мотивам одноименных комиксов, созданных Хэлом Фостером в далеком 1937 году, и продолжающих выходить и по сей день. Сюжет вновь вертится вокруг меча Экскалибура, но в этот раз его тайком крадут вероломные викинги. На поиски реликвии отправляется оруженосец Вэлиант, мечтающий стать рыцарем и жениться на принцессе. В главной роли Стивен Мойер из «Настоящей крови», а в качестве поддержки ему выступают славные Рон Перлман и Удо Кир. «Принц Вэлиант» не претендует на художественность, это просто непосредственный и веселый приключенческий фильм в духе фэнтези 90-х. Фильм был разгромлен критикой и иногда фигурирует в списках худших, но это совсем не мешает ему быть в этой подборке.
Режиссер Антуан Фукуа, 2004
Один из последних больших фильмов о короле Артуре и его команде. «Король Артур» Фукуа составляет пару вышедшей в том же году «Трое» в стремлении переосмыслить классический текст и сделать его «реалистичнее». В результате история лишилась присутствия магии, а целомудренная дева Гвиневра внезапно стала Кирой Найтли в бикини. В «Короле Артуре» Фукуа все получилось так же, как и с его недавней «Великолепной семеркой»: задумав забавный концепт, режиссер так и не понял, в какую сторону его вести, чтобы было интересно. Кроме того, фильм вообще должен был снимать Майкл Бэй, который работал над проектом более 5 лет. У Фукуа получилась слабая попытка экранизации «на новый лад», но с симпатичным актерским составом в лице Клайва Оуэна и Мадса Миккелсена. Зрители и критики приняли картину ожидаемо плохо, но как свидетельство эволюции образа Артура и Камелота фильм, безусловно, интересен.