Помнится, Бог создал человека по образу и подобию своему. Это уже потом было грехопадение Адама, которое и привело к тому, что мы видим вокруг. Но кто сказал, что грех (даже мелкий) - прерогатива исключительно рода людского, а на небесах все с крыльями и в белых чистых одеждах? Ведь непогрешимость всего небесного - всего лишь догмат, установленный когда-то церковниками. Норма, придуманная людьми. На деле все не так. Правило "человек"~"бог" работает и в обратную сторону.
Именно этот приницип и взял на вооружение в своей очередной ленте самый "попсовый" из американских независимых режиссеров Кевин Смит. Архангелы, ангелы, апостолы, пророки грешат по-мелкому и по-крупному, прикрываясь для пущего эффекта именем божьим и господним. Получается стебно, весело и, что самое главное, насквозь религиозно. Остается только удивляться, что лента оскорбила католиков по всему миру, яро выступавших против показа ленты в кинотеатрах (кое-где им это даже удалось). Но выступления эти только увеличили шумиху вокруг ленты и прибавили к кассовым сборам несколько миллионов долларов. Вообще, об истории создания и дальнейшего проката фильма можно рассказывать много и долго, обсасывая каждую деталь (начинается она аж в 1994 году, когда Смит написал сценарий). Но это скучно и не является предметом нашего рассмотрения.
Обратимся непосредственно к самой ленте, в основе которой лежит сатира и ирония по поводу все тех же религиозных догматов, которых развелось уже столько, что они измельчали и порой противоречат друг другу, ставя тем самым под угрозу существование всего сущего. Нельзя сказать, что юмор в картине легок и изящен, скорее он прост, что, откровенно говоря, не всегда в плюс. Смит пытается доступным всем языком посмеяться над опостылевшими косностями католицизма. И у него это, следует признать, получается. При этом, в чем ему не откажешь, он не скатывается в откровенную пошлость, одновременно, правда, не утруждая себя уходом в сторону сколько-нибудь интеллектуального юмора. Получается комедия на уровне обыденности, посиделок во дворе в теплой компании с бутылочкой пива. Именно обыденность и снижает несколько удовольствие, которое обещает чрезвычайно оригинальный сюжет. А оригинальность здесь от специфичности темы.
Чем и отмечен фильм. На каждую искрометность в нем найдется своя серость, на каждую дырку - затычка. Блистание в ролях Смита, Мьюиса, Рока, Ли и Рикмэна нивелируется Фиорентино, Эффлеком, Дэймоном и Хайек. Уже упоминавшаяся оригинальность сюжета страдает от сценарных длиннот. А длинноты эти, в свою очередь, скрывает огромное количество действующих в фильме лиц, одновременно претендующих на главную роль (ведь в ленте, по большому счету, все актеры играют роли второстепенного характера). Внимание зрителя рассредотачивается на всех, и он теряет бдительность. А вместе с тем и способность серьезно принимать происходящее.
Это и спасает картину. Стоит признать, что блистаний в фильме все же больше, да и "свет во тьме горит". Поэтому с большой долей уверенности можно утверждать, что фильм понравится всем. Да не оскорбит это афроамериканское сердце Господа нашего Иисуса Христа!