Рецензия на первые эпизоды сериала «Хранители»

На «Амедиатеке» идет показ сериала HBO и Деймона Линделофа «Хранители» — продолжения графического романа Алана Мура и Дэйва Гиббонса. Дмитрий Молчанов посмотрел два первых эпизода новой многосерийки создателя культового шоу «Остаться в живых».

Сентябрь 2019 года, Талса, штат Оклахома. Город десятилетиями живет в состоянии холодной расовой войны — начиная с печально известного двухдневного погрома черных кварталов, случившегося в 1921 году. Теперь Талса — преимущественно город афроамериканцев — как никогда близка к тому, чтобы взорваться самой что ни на есть горячей войной: Седьмая Кавалерия (местная версия Ку-клукс-клана) жаждет реванша, убит чернокожий полицейский. Дальнейшие события развиваются стремительно: действия расистов, скрывающих лица за масками Роршаха и следующих, как они полагают, его заветам, вынуждают силовиков перейти в режим боевой готовности. Приходится вернуться к оперативной работе и Анджеле Эйбар (Реджина Кинг), два года назад ушедшей в отставку после «Белой ночи» — нападения Кавалерии на десятки домов полицейских, после которого копы тоже начали скрывать лица. Тем временем в своем замке Адриан Вейдт (Джереми Айронс) ведет жизнь эксцентричного богача, на старости лет окончательно слетевшего с катушек: силами немногочисленной прислуги он разыгрывает сценки из прошлого Хранителей. Впрочем, не исключено, что постаревший Озимандия вовсе не сошел с ума, а опять задумал нечто грандиозное и разрушительное — разумеется, как и прежде, исключительно во имя мира во всем мире...

Планы Деймона Линделофа на сиквел «Хранителей», похоже, конгениальны задумкам Озимандии, хотя по первым двум эпизодам трудно сказать, что именно задумал создатель «Остаться в живых». Очевидно лишь, что он всеми силами старается подчеркнуть родство своих «Хранителей» с magnum opus Алана Мура и экранизацией Зака Снайдера. Правда, удается это сделать пока что исключительно на уровне визуальных приветов. Вот пять яичных желтков в прозрачной миске образуют знаменитый смайлик, а вот на полицейский значок падает капля крови, отсылая все к тому же окровавленному значку Комедианта, ставшему визитной карточкой романа. То и дело в кадре навязчиво мелькают циферблаты, на которых минутные стрелки застыли в опасной близости к отметке «12». Вейдт жив, Доктор Манхэттен по-прежнему на Марсе (по крайней мере, так говорят), а старина «Арчи» все еще на ходу (вернее, на лету). Наконец, сочетание черного и желтого цветов, которое вовсе не было преобладающим в палитре комикса и его экранизации, здесь постоянно бросается в глаза, причем не только в дизайне титров — рядовые копы носят черную форму и желтые полумаски.

Эти настойчивые попытки привязать новых «Хранителей» к мифологии старых, увы, не слишком убедительны: на фоне грандиозной работы Мура и точно уловившей ее интонацию киноверсии Снайдера сериал Линделофа кажется фанатским шоу, на производство которого каким-то чудом выделили солидный бюджет. История, разворачивающаяся в Талсе в 2019 году, упрямо не вписывается в альтернативный, эксцентричный, чересчур литературный, но при этом абсолютно живой и осязаемый мир Мура — и это несмотря на все придуманные Линделофом симпатичные странности. В числе последних — президентствующий уже три десятка лет актер Роберт Редфорд (умница и либерал); дождь из мелких склизких кальмаров, прорывающийся в здешнюю реальность из параллельной вселенной (эта отсылка к возможным последствиям опытов Доктора Манхэттена — и, само собой, к ветхозаветным казням египетским — пока не очень-то вписывается в сюжет); причудливые костюмы и маски главных героев, катастрофически проигрывающие в выразительности боевому облачению прежних Хранителей (которых так и хочется назвать единственными настоящими); наконец, новые эксперименты Вейдта, вроде бы сулящие нетривиальное развитие событий, но в него почему-то верится с трудом.

У новых «Хранителей» странным образом отсутствует точка приложения: если это отсылка к расовым беспорядкам последних лет и предупреждение об опасности перехода трампизма в фашизм, то для созданной Муром и художником Дэйвом Гиббонсом вселенной, частью которой так хочет стать сериал, это, прямо скажем, чересчур локальная проблематика — такой сюжет запросто можно было бы реализовать вне мира «Хранителей», не тревожа прах Роршаха понапрасну. Возможно, необходимость привязать получившуюся антиутопию эпохи постправды к миру «Хранителей» Мура еще будет хоть как-то обоснована в последующих эпизодах сезона, но пока сериал Линделофа выглядит спекуляцией на муровском романе (привычное отсутствие в титрах имени автора «Хранителей» здесь как никогда оправданно).

Этой спекулятивности в свое время умудрился избежать Снайдер: в его неторопливой и громоздкой экранизации герои, несмотря на нелепые костюмы и маски, не выглядят персонажами шоу ряженых, мир на грани гибели действительно пугает, а заряженность научпопом и философскими идеями сообщает происходящему новое измерение, как бы пафосно это ни звучало. «Хранители» Линделофа, увы, кажутся чем-то вроде не слишком вдумчивого пастиша, поверхностной дизайнерской вариацией на серьезную тему — относительно занятной и абсолютно необязательной.

Поделиться