Рецензия на фильм «Заклятие 3: По воле дьявола»

В прокат выходит третья часть «Заклятия» — одной из главных хоррор-франшиз 2010-х. О том, каким получилось кино, читайте в рецензии Дмитрия Соколова.

Коннектикут, 1981 год. Мальчик по имени Дэвид Глатцель проходит через крайне тяжелый ритуал экзорцизма под присмотром своей семьи, а также исследователей паранормальных явлений Эда (Патрик Уилсон) и Лоррейн (Вера Фармига) Уорренов. Видя страдания ребенка, Арне Джонсон (Руэйри О’Коннор), парень старшей сестры Дэвида, предлагает демону себя взамен мальчика. Ритуал на этом заканчивается, однако Арне вскоре пожалеет о своем — крайне опрометчивом — решении. Так что Эду и Элейн придется спасать еще одного человека, и это дело станет для Уорренов самым тяжелым испытанием в их долгой карьере.

В основе сюжета, как и в прошлых частях, лежит реальная история, связанная с нашумевшим в 1980-е делом об убийстве: тот самый Арне Джонсон жестоко расправился со своим знакомым, но утверждал, что сделал это под воздействием демона, сбежавшего из тела Дэвида Глатцеля во время экзорцизма. В американской судебной практике это был первый задокументированный случай, когда защита пыталась использовать демоническую одержимость в качестве основания для невиновности обвиняемого. Но сценарий выдвигает на передний план не юридические тонкости, а детективную линию, связанную с попыткой Уорренов понять, кто же мог наслать демонов на маленького мальчика.

По мере того, как разворачивается расследование, режиссер Майкл ЧавесПроклятие плачущей») все более активно наращивает саспенс, следуя заветам создателя франшизы Джеймса Вана (здесь он продюсер и соавтор сюжета). Это значит, что будет много сцен с напряженной тишиной, а традиционные для жанра скримеры будут применяться максимально аккуратно. Не останутся без внимания и отношения Эда и Лоррейн, традиционно важные во франшизе — на этот раз нам расскажут немного больше об истории их знакомства.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Но в целом «Заклятие 3» в большей степени мистический детектив, нежели семейная история или рассказ о доме с привидениями. Чавес по большей части успешно балансирует между верностью стилю Вана и собственными визуальными решениями. От первого он берет проверенные временем пугалки, а от себя добавляет приглушенные, рыжевато-коричневые цвета и замедленные кадры. К этому стоит добавить операторскую работу Майкла Берджесса, умело сочетающего умиротворяющие новоанглийские пейзажи и окутанные темнотой дома, в которых таятся монстры. С последним моментом, правда, есть сложности: иногда на экране настолько темно, что трудно разобраться в происходящем — но, к чести создателей фильма, моментов таких не то чтобы много. Как и избыточной сентиментальности, вытекающей из семейных отношений Эда и Лоррейн: Чавес, к счастью, никогда не забывает, что «Заклятие» — мрачный религиозный хоррор, а не драма про супругов-экстрасенсов.

В итоге получается выверенный, добротный триквел, который придется по вкусу как поклонникам вселенной «Заклятия», так и новичкам, поскольку третья часть, при всех ее связях с сиквелами, оформлена все же как самостоятельное произведение.

Поделиться