ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КИНОВСЕЛЕННЫХ MARVEL И DC: 15 «АЛЬТЕРНАТИВНЫХ» СУПЕРГЕРОЙСКИХ ФИЛЬМОВ. Часть 2 — от «Токсичного мстителя» до «Хэнкока»

ЧТО ПРОИСХОДИТ ЗА ПРЕДЕЛАМИ КИНОВСЕЛЕННЫХ MARVEL И DC: 15 «АЛЬТЕРНАТИВНЫХ» СУПЕРГЕРОЙСКИХ ФИЛЬМОВ. Часть 2 — от «Токсичного мстителя» до «Хэнкока»
Продолжаем разговор о «внесистемной» супергеройской активности.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Недотепа Мелвин (Марк Торгл), уборщик в фитнес-клубе городка Тромавилль, вечно страдает от насмешек клиентов — местных мажоров. Их очередной розыгрыш оказывается особенно жестоким — Мелвин падает в бочку с токсичными отходами и вскоре превращается в огромного мутанта (Митч Коэн). Получив нечеловеческую силу, Мелвин встает на путь борьбы с преступностью в городке и мстит своим обидчикам.

Культовый «Токсичный мститель» — визитная карточка знаменитой студии Troma и лихой жанровый эксперимент: продюсер, сценарист и сорежиссер фильма Ллойд Кауфман решил выяснить, что получится, если скрестить супергеройское кино и сплэттер. Получился кровавый, жестокий и невероятно смешной трэш, а заодно и хлесткая сатира, в которой от Кауфмана и Troma прилетело, кажется, всем — создателям экранизаций комиксов, авторам слэшеров, корпорациям, загрязняющим окружающую среду, коррумпированным властям, аэробике и даже ни в чем не повинному Мартину Скорсезе с его «Таксистом».

 

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В Детройте недалекого будущего, фактически управляемом корпорацией OCP, появляется полицейский-киборг Робокоп (Питер Уэллер). Новый страж порядка, обладающий невиданной огневой мощью и кажущийся непобедимым, становится грозой разбушевавшейся преступности, однако и у него есть ахиллесова пята.

Пол Верховен снял «Робокопа» по оригинальному сценарию Эдварда Ноймайера и Майкла Майнера, который создавался с оглядкой на «Бегущего по лезвию» (Ноймайер работал ассистентом на съемках сайфая Ридли Скотта) и комиксы о Железном человеке и Капитане Америке. Из всего этого Верховен сконструировал не только эффектный и жестокий футуристический боевик, но и хлесткую сатиру, бьющую по корпорациям, коррумпированной власти и телевидению. «Робокоп» имел успех и положил начало мультимедийной франшизе, в которую вошли два сиквела, ремейк, сериалы, видеоигры и, как символ обратного движения к истокам, комиксы.

 

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Лос-Анджелес, 1938 год. В руки молодого пилота Клиффа Сэкорда (Билл Кэмпбелл) попадает реактивный ранец — секретная разработка самого Говарда Хьюза (Терри О’Куинн). Тем временем за летательным аппаратом охотятся гангстеры, не подозревающие, что работают на нацистов в лице актера-шпиона Невилла Синклера (Тимоти Далтон).

Сценарий «Ракетчика» основан на одноименном комиксе издательства Pacific, вышедшем в начале 1980-х. Студия Disney рассчитывала на хит и видела в главной роли Джонни Деппа — не сложилось ни с первым, ни со вторым: фильм провалился в прокате ($46,7 млн сборов при $35-миллионном бюджете), а Депп поведет за собой большую диснеевскую франшизу лишь спустя 12 лет. Зато сегодня «Ракетчик» представляется образцовым ретроприключением, а для режиссера Джо Джонстона фильм стал своего рода генеральной репетицией «Первого мстителя».

 

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Рок-музыкант Эрик Дрейвен (Брэндон Ли) спустя год после смерти возвращается с того света, чтобы отомстить банде отморозков за свою гибель и убийство невесты.

В основе готического триллера Алекса Пройаса — комикс Джеймса О’Барра. Пройас снял картину, у которой сегодня, кажется, не было бы шансов на массовый успех — это по-хорошему странное, поэтичное, абсолютно авторское кино. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек с мрачными композициями The Cure, Nine Inch Nails, Pantera, Stone Temple Pilots и Rage Against The Machine. Также «Ворона» нередко (особенно в последнее время — после случая с участием Алека Болдуина) вспоминают в связи с трагедией, произошедшей на съемочной площадке: исполнитель главной роли Брэндон Ли погиб вследствие инцидента с огнестрельным оружием. Фильм доснимали с дублером Ли, и был им не кто иной, как будущий режиссер франшизы «Джон Уик» Чед Стахелски.

 

Кадр из фильма

Кадр из фильма

На исходе Второй мировой немецкие оккультисты и Распутин (Карел Роден) открывают врата ада, надеясь переломить ход войны с помощью темных сил. Однако в процесс вмешивается американский спецназ, и в результате в наш мир попадает чертенок, который, вымахав спустя годы в здоровяка Хеллбоя (Рой Перлман), будет бороться с паранормальными явлениями.

Гильермо дель Торо использовал брутальный (и по форме, и по содержанию) комикс Майка Миньолы, чтобы признаться в любви фантастике и хоррорам 1950-х и восхититься инаковостью (позднее все это в концентрированном виде предстанет в «Форме воды»). Итогом усилий мексиканца стала интеллигентная лавкрафтианская история, благосклонно принятая критиками — в отличие от зрителей (мировые сборы составили всего $99,4 млн при $66-миллионном бюджете). Спустя четыре года вышел сиквел, который стоил еще дороже и провалился в домашнем прокате, а в 2019-м Нил Маршалл снял свою версию «Хеллбоя», по хулиганской брутальности не уступавшую комиксу Миньолы, но ни критики, ни зрители этого не оценили.

 

Кадр из мультфильма

Кадр из мультфильма

Семья супергероев Мистера Исключительного и Эластики вынуждена уйти в тень и скрывать свои сверхспособности — как выяснилось, обществу их подвиги не нужны. Однако глава семейства тайком все-таки супергеройствует, а вскоре обстоятельства сложатся так, что и остальным членам его семьи придется себя проявить в схватке с суперзлодеем.

Студия Pixar и режиссер/сценарист Брэд Берд представили иронический взгляд на супергероев и отношение мира к ним (и их отношение к миру, конечно). Настоящая же ирония судьбы в том, что мультфильм, остроумно подтрунивающий над жанром со всеми его клише, стал предвестником его ренессанса — спустя всего год после «Суперсемейки» увидит свет «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана, а в 2008-м выйдут «Темный рыцарь» и первый «Железный человек», положив начало настоящему кинокомиксовому буму.

 

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Однажды печально известный лос-анджелесский супергерой Хэнкок (Уилл Смит) спасает жизнь пиарщику Рэю (Джейсон Бейтман). Благодарный Рэй готов помочь Хэнкоку избавиться от образа выпивохи и раздолбая, крушащего город в процессе совершения подвигов, и сделать его настоящим народным любимцем. При этом Рэй не подозревает, что его жену Мэри (Шарлиз Терон) и Хэнкока связывает далекое, очень далекое прошлое.

С идеей «очеловечивания» супергероев (к финалу фильм, начавшийся как хулиганская комедия, превращается в пронзительную мелодраму) «Хэнкок» выступил синхронно с Marvel и DC — «Железный человек» и «Темный рыцарь» вышли в том же 2008-м. А мог и опередить комиксовых гигантов — оригинальный сценарий Винсента Нго, написанный еще в 1996 году, десять лет передавали из рук в руки (среди прочих проектом интересовались Майкл Манн и Тони Скотт), пока он не попал к Питеру Бергу.

Поделиться