Недотепа Мелвин (Марк Торгл), уборщик в фитнес-клубе городка Тромавилль, вечно страдает от насмешек клиентов — местных мажоров. Их очередной розыгрыш оказывается особенно жестоким — Мелвин падает в бочку с токсичными отходами и вскоре превращается в огромного мутанта (Митч Коэн). Получив нечеловеческую силу, Мелвин встает на путь борьбы с преступностью в городке и мстит своим обидчикам.
Культовый «Токсичный мститель» — визитная карточка знаменитой студии Troma и лихой жанровый эксперимент: продюсер, сценарист и сорежиссер фильма Ллойд Кауфман решил выяснить, что получится, если скрестить супергеройское кино и сплэттер. Получился кровавый, жестокий и невероятно смешной трэш, а заодно и хлесткая сатира, в которой от Кауфмана и Troma прилетело, кажется, всем — создателям экранизаций комиксов, авторам слэшеров, корпорациям, загрязняющим окружающую среду, коррумпированным властям, аэробике и даже ни в чем не повинному Мартину Скорсезе с его «Таксистом».
В Детройте недалекого будущего, фактически управляемом корпорацией OCP, появляется полицейский-киборг Робокоп (Питер Уэллер). Новый страж порядка, обладающий невиданной огневой мощью и кажущийся непобедимым, становится грозой разбушевавшейся преступности, однако и у него есть ахиллесова пята.
Пол Верховен снял «Робокопа» по оригинальному сценарию Эдварда Ноймайера и Майкла Майнера, который создавался с оглядкой на «Бегущего по лезвию» (Ноймайер работал ассистентом на съемках сайфая Ридли Скотта) и комиксы о Железном человеке и Капитане Америке. Из всего этого Верховен сконструировал не только эффектный и жестокий футуристический боевик, но и хлесткую сатиру, бьющую по корпорациям, коррумпированной власти и телевидению. «Робокоп» имел успех и положил начало мультимедийной франшизе, в которую вошли два сиквела, ремейк, сериалы, видеоигры и, как символ обратного движения к истокам, комиксы.
Лос-Анджелес, 1938 год. В руки молодого пилота Клиффа Сэкорда (Билл Кэмпбелл) попадает реактивный ранец — секретная разработка самого Говарда Хьюза (Терри О’Куинн). Тем временем за летательным аппаратом охотятся гангстеры, не подозревающие, что работают на нацистов в лице актера-шпиона Невилла Синклера (Тимоти Далтон).
Сценарий «Ракетчика» основан на одноименном комиксе издательства Pacific, вышедшем в начале 1980-х. Студия Disney рассчитывала на хит и видела в главной роли Джонни Деппа — не сложилось ни с первым, ни со вторым: фильм провалился в прокате ($46,7 млн сборов при $35-миллионном бюджете), а Депп поведет за собой большую диснеевскую франшизу лишь спустя 12 лет. Зато сегодня «Ракетчик» представляется образцовым ретроприключением, а для режиссера Джо Джонстона фильм стал своего рода генеральной репетицией «Первого мстителя».
Рок-музыкант Эрик Дрейвен (Брэндон Ли) спустя год после смерти возвращается с того света, чтобы отомстить банде отморозков за свою гибель и убийство невесты.
В основе готического триллера Алекса Пройаса — комикс Джеймса О’Барра. Пройас снял картину, у которой сегодня, кажется, не было бы шансов на массовый успех — это по-хорошему странное, поэтичное, абсолютно авторское кино. Отдельного упоминания заслуживает саундтрек с мрачными композициями The Cure, Nine Inch Nails, Pantera, Stone Temple Pilots и Rage Against The Machine. Также «Ворона» нередко (особенно в последнее время — после случая с участием Алека Болдуина) вспоминают в связи с трагедией, произошедшей на съемочной площадке: исполнитель главной роли Брэндон Ли погиб вследствие инцидента с огнестрельным оружием. Фильм доснимали с дублером Ли, и был им не кто иной, как будущий режиссер франшизы «Джон Уик» Чед Стахелски.
На исходе Второй мировой немецкие оккультисты и Распутин (Карел Роден) открывают врата ада, надеясь переломить ход войны с помощью темных сил. Однако в процесс вмешивается американский спецназ, и в результате в наш мир попадает чертенок, который, вымахав спустя годы в здоровяка Хеллбоя (Рой Перлман), будет бороться с паранормальными явлениями.
Гильермо дель Торо использовал брутальный (и по форме, и по содержанию) комикс Майка Миньолы, чтобы признаться в любви фантастике и хоррорам 1950-х и восхититься инаковостью (позднее все это в концентрированном виде предстанет в «Форме воды»). Итогом усилий мексиканца стала интеллигентная лавкрафтианская история, благосклонно принятая критиками — в отличие от зрителей (мировые сборы составили всего $99,4 млн при $66-миллионном бюджете). Спустя четыре года вышел сиквел, который стоил еще дороже и провалился в домашнем прокате, а в 2019-м Нил Маршалл снял свою версию «Хеллбоя», по хулиганской брутальности не уступавшую комиксу Миньолы, но ни критики, ни зрители этого не оценили.
Семья супергероев Мистера Исключительного и Эластики вынуждена уйти в тень и скрывать свои сверхспособности — как выяснилось, обществу их подвиги не нужны. Однако глава семейства тайком все-таки супергеройствует, а вскоре обстоятельства сложатся так, что и остальным членам его семьи придется себя проявить в схватке с суперзлодеем.
Студия Pixar и режиссер/сценарист Брэд Берд представили иронический взгляд на супергероев и отношение мира к ним (и их отношение к миру, конечно). Настоящая же ирония судьбы в том, что мультфильм, остроумно подтрунивающий над жанром со всеми его клише, стал предвестником его ренессанса — спустя всего год после «Суперсемейки» увидит свет «Бэтмен: Начало» Кристофера Нолана, а в 2008-м выйдут «Темный рыцарь» и первый «Железный человек», положив начало настоящему кинокомиксовому буму.
Однажды печально известный лос-анджелесский супергерой Хэнкок (Уилл Смит) спасает жизнь пиарщику Рэю (Джейсон Бейтман). Благодарный Рэй готов помочь Хэнкоку избавиться от образа выпивохи и раздолбая, крушащего город в процессе совершения подвигов, и сделать его настоящим народным любимцем. При этом Рэй не подозревает, что его жену Мэри (Шарлиз Терон) и Хэнкока связывает далекое, очень далекое прошлое.
С идеей «очеловечивания» супергероев (к финалу фильм, начавшийся как хулиганская комедия, превращается в пронзительную мелодраму) «Хэнкок» выступил синхронно с Marvel и DC — «Железный человек» и «Темный рыцарь» вышли в том же 2008-м. А мог и опередить комиксовых гигантов — оригинальный сценарий Винсента Нго, написанный еще в 1996 году, десять лет передавали из рук в руки (среди прочих проектом интересовались Майкл Манн и Тони Скотт), пока он не попал к Питеру Бергу.