О персоне

Один из самых известных "визуалистов" мирового кино Ридли Скотт родился 30 ноября 1937 года в Англии. Детство свое он провел на родине и в Германии. Основы типичного "скоттовского" стиля были заложены еще во время обучения в Колледже искусств Вест Харпула и в Лондонском Королевском Колледже искусств. Параллельно Ридли посещал специализированные кинокурсы.

В 1958 году Скотт снимает на пленке 16 мм свою первую кинематографическую работу - короткометражку "Мальчик на велосипеде", в которой чувствовалось влияние английского "свободного кино" и так называемого "кинематографа рассерженных" с его ориентацией на документальную манеру. Главную роль в ленте сыграл младший брат Ридли Тони, впоследствии так же пошедший по его пятам и ставший режиссером. К числу его лучших работ относят в первую очередь "Последний бойскаут" (The Last Boyscout, 1991) с Брюсом Уиллисом и Дэймоном Уэйансом в главных ролях. В этой ленте Тони удалось найти ту золотую стилистическую середину между жестким боевиком и психологическим, почти мелодраматическим фильмом, которая так давно ускользала от него и в "Супер-асе" (Top Gun, 1986), и в "Днях грома" (Days of Thunder, 1990). Последнюю картину критики просто разнесли в пух и прах за чрезмерное увлечение клиповой техникой съемки и монтажа. Так или иначе, но Тони так и не смог подняться до уровня старшего брата. Интересно, что "Последний бойскаут" по сборам оказался почти на равных с "Черным дождем" - полицейским детективом Ридли Скотта и не самой лучшей его картиной.

После успешного окончания колледжа в 1960 году Скотт-старший получает место художника-декоратора на английском телеканале BBC. Работу по непосредственной специальности Ридли совмещает с режиссурой ряда серий в популярных телесериалах того времени "Автомобили Зед" 1962го года и "Адам Адамант жив!" 1966го. Однако работа по чужой указке молодого кинематографиста с амбициями не устраивала, и в начале 70х годов он организовывает собственную студию Ridley Scott Associates, занимающуюся теле- и видеорекламой. Позднее она была переименована во "Фрилэнс". Предприятие оказалось чрезвычайно успешным - по разным оценкам количество произведенных на студии роликов близко к 3000. Характерное для этого процесса слияние функций режиссера и оператора и дало в дальнейшем такую ярчайшую отличительную черту лент Ридли Скотта, как завораживающий видеоряд, наполненный буквально звучащими картинами, изысканно снятыми длиннофокусной оптикой. Подобная стилистическая особенность вообще отличает творчество целой плеяды английских режиссеров того времени, в числе которых стоит отметить Алана Паркера ("Миссиссиппи в огне", Mississippi Burning, 1988), Хью Хадсона ("Колесницы в огне", Chariots of Fire, 1981) и Эндриана Лайна ("Лестница Якова", Jacob's Ladder, 1990).

Все это было ярко проявлено уже в первой и одной из самых успешных, по мнению критиков, полнометражной работе Скотта "Дуэлянты", снятой в Англии в 1977 году. Взяв на себя функции режиссера и оператора, Ридли Скотт создал красивую картину времен Наполеоновских войн с держащими в напряжении поединками на саблях. С любовью и тщательностью выполненный фильм был отмечен жюри Каннского фестиваля 1977 года призом за лучший дебют.

Став известным благодаря столь удачному дебюту и заслуживший признание в узком кругу ценителей, сорокадвухлетний режиссер в 1977 году снимает один из трех общепризнанных своих шедевров - фантастический фильм ужасов "Чужой". Эта картина, являющаяся свободным римейком низкобюджетного фантастического фильма 1959 года "Оно! Ужас из внешнего пространства" (It! The Terror from Beyond Space), стала одной из самых кассовых в 70х годах и принесла режиссеру всемирную известность, подкрепленную получением главного приза на фестивале в Сан-Себастьяне. Совместив в ленте размах "Звездных войн" и характерную для европейского кино психологическую атмосферу, Скотту удалось создать поистине этапную для фантастического кино картину, задавшую новый стандарт в этом жанре.

Однако пик творчества был еще впереди. В 1982 году Скотт снимает еще один фантастический фильм, ставший не просто этапным, но давший толчок к созданию нового жанрового направления в "sci-fi" - "кибер-панка". Лента, снятая по роману Филиппа Дика "Мечтают ли андроиды об электрических овцах?" 1968 года, стала для Скотта самой сложной и выстраданной . Фильм пережил шесть различных версий - рабочую, фестивальную (для КФ в Сан-Диего), американскую прокатную (все 1982 года), телевизионную (1986), международную прокатную (1987) и авторскую (1992). Именно последняя и стала общепризнанным шедевром и лидером видеопродаж, ибо ничто в ней не нарушало характерную для "кибер-панка" полицентричность повествования (в прокатной версии, "исправленной" продюсерами ее нарушали закадровый монолог главного героя и яркий "природный" хэппи-енд). Атмосфера film noir 40х, прически из панкующих 70х, странная языковая смесь обитателей мегаполиса будущего, намеки на репликанство Декарда и способность репликантов к эмпатии (состраданию) - вся эта эклектика имеет в "Бегущем по лезвию бритвы" одну объединяющую черту - единство временного пространства, отчего будущее не кажется недостижимо далеким. Эта лучшая, по мнению многих, картина Ридли Скотта в полной мере раскрыла его талант художника, певца визуальной поэзии кинематографа, через образы на экране способного передать стройную систему взглядов и умозаключений. "Блэйд-Раннер" (английская транскрипция названия фильма) так и господствовал в "кибер-панке" вплоть до появления на экранах "Пятого элемента" (The Fifth Element, 1997) Люка Бессона, реализующего полицентричность не через единство временного пространства, а посредством утверждения принципиальной мелочности любого существа в масштабах Вселенной. Кроме всех прочих последствий создания "Бегущего..." он открыл путь в актерскую элиту Голливуда Харрисону Форду, доказавшему, что он способен играть не только космических ковбоев, но и серьезные драматические роли.

Изменения, внесенные режиссером в ленту под усиленным давлением продюсеров оказала ей медвежью услугу - в первый уик-енд было собрано всего $6 150 000 в 1290 залах. Фильм почти сразу был снят с проката, чтобы только через десять лет произвести фурор в режиссерской версии. В своем следующем проекте, фильме-сказке "Легенда" Ридли Скотт достигает своеобразного предела изобразительной стилизации. Чрезвычайно красивая и богатая картинка этой ленты ставилась потом критиками в укор автору, несмотря на жанровую оправданность такого решения. Фильм действительно несколько перегружен художественными подробностями, однако это следует списать на особенности авторского стиля режиссера. Традиционный для сказки сюжет о борьбе между Добром и Злом погружен здесь в потрясающую музыкальную атмосферу (почти весь саундтрек состоит из произведений классиков симфонической музыки), декорации поражают фантазией и размахом. Эта красивейшая "фэнтэзи", несмотря на прокатный провал, нашла себе огромное количество поклонников.

И все же "Легенда", несмотря на все свои прелести, оказалась симптомом кризиса Скотта как режиссера. Что и подтвердил следующий его фильм. В погоне за кассовым успехом режиссер начинает применять различные комбинации жанров. Первым среди подобных его лент стал мелодраматический триллер 1987 года "Тот, кто меня бережет". Следует признать, что слияние жанров режиссеру определенно удалось, однако, несмотря ни на что, лента так и не стала хитом проката. Виной тому, по-видимому, все то же увлечение Скотта визуальной стороной кинематографа. Повествование вновь было облечено в чрезвычайно выразительную форму. Зрители видели в фильме трудную для восприятия двуслойность, распадение его на содержание и форму, что оказалось слишком сложно для публики, привыкшей к однозначным картинам, к произведениям, где эти составляющие тесно связаны между собой.

Творческий кризис Скотта усугубился в его следующей картине - полицейском детективе ""Черный дождь"" о командировке американского полицейского в Японию. В этой ленте разрыв визуальной и сюжетной составляющих достиг своего апогея. Экранная картинка стала настолько самодовлеющей, что пара полицейских выглядела явно не к месту в загадочной, наполненной огнями, тенями, туманами и дымами атмосфере трущоб японского метрополиса. Снова неудача!

Однако долго это продолжаться не могло. В 1991 году поиски удачной комбинации жанров привели к тому, что Ридли Скотт снял мощнейший феминистский блокбастер "Тельма и Луиза", ставший одним из суперхитов кинопроката того года. Начинающаяся как драма о нелегкой женской судьбе к своему финалу картина превращается в сагу о победе духа над реальностью. Погибая в финальном взрыве, героини тем самым одерживают победу над преследователями, взмывая в высшие пределы. Снятая с профессионализмом, граничащим с гениальностью, картина заслуженно получила шесть номинаций на Оскар, включая отдельную - Ридли Скотту как режиссеру.

Успех "Тельмы и Луизы" и последовавший за этим выход авторской версии "Бегущего по лезвию бритвы" полностью реабилитировали режиссера, вернув ему признание критиков и зрителей и звание гения кинематографа. В год 500летия открытия Америки он привлекается в качестве режиссера на одну из юбилейных постановок "1492: Завоевание рая". Высокий бюджет, постановочный размах, участие звезд международного масштаба Жерара Депардье и Сигурни Уивер, казалось бы, гарантировали безусловный успех, но... фильм провалился. Добротная историческая постановка уже почти не содержала в себе характерных признаков фирменного стиля Скотта. Опробовав в "Тельме и Луизе" голливудские приемы добротности, он спокойно перенес их в следующую картину и прогадал. Именно здесь требовалось умение красиво снять картину, не делая упор на достижение глубокого смысла, ибо это гарантировали качественный сценарий и потрясающая игра Жерара Депардье в роли Колумба. Именно благодаря этим двум составляющим лента представляет не просто описание плавания Колумба в Америку с последующей ее колонизацией, но повествует о путешествии в иные миры, в рай, которым представлялась Колумбу, да и всей Европе Америка. Но она оказалась всего-навсего очередной землей, не оправдавшей надежд, а потому разграбленной и заброшенной.

Похоже, что после "Легенды" вся карьера Скотта управлялась одним - погоней за кассой. В стремлении к зрительскому успеху режиссер перепробовал почти все приемы. После провала саги о Колумбе он решает обратиться к продюсерству и работает в данной ипостаси на неплохой английской драме "Версия Браунинга" Майка Фиггиса и фильме для семейного просмотра "Неприятности с мартышкой" Франко Амурри. Более-менее удачный выход этих фильмов, видимо, дал Ридли Скотту новый толчок к творческому подъему в стремлении создать коммерчески удачный фильм. Пойдя по пути тривиального упрощения смыслового содержания, он снимает в 1996 году приключенческую драму "Белый шквал". Картина была холодно встречена как зрителями, так и критиками. Причина - упрощение не только смыслового наполнения, но и визуального. Скотт от фильма к фильму все более и более нивелировался до уроня среднестатистического голливудского режиссера, теряя свою самобытность.

Что и подтвердил следующий фильм - боевик "Солдат Джэйн". Насквозь фальшивая и ненатуральная картина, хотя и имела достаточно успешный прокат и способствовала упрочнению популярности Деми Мур, все же оказалась самой провальной для самобытности Скотта, как режиссера. Критики разнесли его в пух и прах за потакание дурным вкусам публики. В результате режиссер надолго уходит в продюсерство, работая на телесериале "Голод" (по мотивам фильма его младшего брата Тони "Голод" (The Hunger, 1983)), комедийном боевике Дэйвида Добкина "Мишени" и телефильме "RKO 281". Казалось, что карьере великого режиссера пришел конец.

Но вот в 2000 году Скотт становится режиссером блокбастера от Dream Works о временах Римской империи "Гладиатор" с Расселом Кроу в главной роли. В этом высокобюджетном "пеплуме" Скотт наконец то нашел точку равновесия между голливудскими стандартами и собственной стилистической доминантой. Кассовый успех фильма, собравшего на сегодняшний день почти $190 000 000 при бюджете в $103 000 000, позволил достаточно быстро вернуть режиссеру утраченное имя. Очень красиво поставленная, с явным упором на европейскую школу кинематографа, с отличными актерскими работами (особенно Хоакин Феникс в роли Коммода), картина стала основным претендентом на получение главного Оскара-2001, собрав в свой актив 12 номинаций.

Подобный успех режиссера, на которого многие уже закрывали глаза, позволил ему резко вернуться в голливудскую элиту и стать чрезвычайно востребованным (планировалось, что именно он станет режиссером третьей части "Терминатора", но в итоге отказался, предпочтя другой сиквел). В этом году он поставил продолжение одного из лучших триллеров 90х "Молчание ягнят" (The Silence of the Lambs, 1991) - "Ганнибал". Фильм стал кассовым хитом, собрал на сегодняшний день более $150 000 000 и привел Скотта на восьмое место в списке самых кассовых режиссеров мира. Однако в нем вновь чувствуется потеря режиссером самобытности и стилистической изюминки. Отзывы критиков только подтверждают это. Жаль, но кажется Ридли Скотт вновь, после резкого возвращения из творческой ямы, стал постепенно скатываться в нее. Следующий его проект - военная драма Black Hawk Down. В планах - детские приключения "Капитан Кидд" и фантастика Айзека Азимова The End of Eternity с Гэри Олдмэном в главной роли. Боюсь, что может повториться трилогия "1492: Завоевание рая"-"Белый шквал"-"Солдат Джейн". По крайней мере, не единым Скоттом жив кинематограф, есть ведь еще его сын Джэйк, пошедший по стопам отца. Начало - "Планкетт и Макклейн" (Plunkett & Macleane, 1999) - оказалось достаточно удачным.


 

Фильмография

  • Актер
  • Режиссер
  • Сценарист
  • Продюсер
  • Оператор
Чужой: Земля
Гладиатор 2
Чужой: Ромул
Полёт на Луну
Чужой
Чужой
ужасы, триллер / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Наполеон
Калейдоскоп
Большие надежды
Бостонский душитель
Призраки в Венеции
Город страха
Город страха
A Sacrifice / 2023 / фильм
драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Смерть на Ниле
Выбери или умри
Последняя дуэль
Бегущий по лезвию: Черный лотос
Бегущий по лезвию: Черный лотос
Blade Runner: Black Lotus / 2021-2022 / сериал
мультфильм, фантастика / Япония
Роль: —
зрители: film.ru:
Дом Гуччи
Горячая зона: Сибирская язва
Горячая зона: Сибирская язва
The Hot Zone: Anthrax / 2021-... / сериал
триллер, драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Воспитанные волками
Воспитанные волками
Raised by Wolves / 2020-... / сериал
драма, фантастика, триллер / США
Роль: —
зрители: 7,8 film.ru:
Горячая зона
Перерождение
Последствия
Предвестник землетрясения
Предвестник землетрясения
Earthquake Bird / 2019 / фильм
криминал, мелодрама, детектив / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Рождественская история
Рождественская история
A Christmas Carol / 2019 / сериал
драма, фэнтези
Роль: —
зрители: film.ru:
Последний Вермеер
Последний Вермеер
The Last Vermeer / 2019 / фильм
драма / США
Роль: —
зрители: 6 film.ru:
Друзья навсегда
Страна джунглей
The Movies
Террор
Женщина в огне
Зои
Странный ангел
Странный ангел
Strange Angel  / 2018-... / сериал
драма, фантастика
Роль: —
зрители: film.ru:
История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном
История научной фантастики с Джеймсом Кэмероном
Story of Science Fiction / 2018 / сериал
документальный, фантастика / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Чужой: Завет
Все деньги мира
Бегущий по лезвию 2049
Бегущий по лезвию 2049
Blade Runner 2049 / 2017 / фильм
фантастика / Канада
Роль: —
зрители: 7,9 film.ru: 8
Уотергейт: Крушение Белого дома
Уотергейт: Крушение Белого дома
Mark Felt: The Man Who Brought Down the White House  / 2017 / фильм
драма, биография, исторический / США
Роль: —
зрители: 5,5 film.ru:
Табу
Жан-Клод Ван Джонсон
Жан-Клод Ван Джонсон
Jean-Claude Van Johnson / 2017-... / сериал
комедия / США
Роль: —
зрители: 8 film.ru: 8
Убийство в Восточном экспрессе
Убийство в Восточном экспрессе
Murder on the Orient Express / 2017 / фильм
драма, криминал, детектив / США
Роль: —
зрители: 7,4 film.ru: 6
Хорошая борьба
Новизна
Clive Davis: The Soundtrack of Our Lives 
Clive Davis: The Soundtrack of Our Lives 
Clive Davis: The Soundtrack of Our Lives  / 2017 / фильм
документальный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Морган
Улица милосердия
Безмозглые
Майндхорн
Jean-Claude Van Johnson 
Марсианин
Номер 44
Война Эммы
Emma's War / 2015 / фильм
драма / Великобритания
Роль: —
зрители: film.ru:
Потсдамер-плац
Potsdamer Platz / 2015 / фильм
драма, криминал / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Равные
Убить Иисуса
Защитник
Человек в высоком замке
Человек в высоком замке
Man in the High Castle / 2015-... / сериал
триллер, драма, фантастика / США
Роль: —
зрители: 9 film.ru:
Исход: Цари и Боги
Прежде чем я усну
Клондайк
Достать Санту
Halo: Сумерки
Италия за один день
Италия за один день
Italy in a Day / 2014 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Советник
Ватикан
Добро пожаловать в капкан
Порочные игры
Восток
Убийство Линкольна
Убийство Линкольна
Killing Lincoln / 2013 / фильм
драма, биография, исторический / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Из пекла
Springsteen & I
Springsteen & I
Springsteen & I / 2013 / фильм
документальный / Великобритания
Роль: —
зрители: film.ru:
Убийство Кеннеди
Прометей
Мир без конца
Спецотряд Призрак: Альфа
Спецотряд Призрак: Альфа
Ghost Recon: Alpha / 2012 / фильм
Роль: —
зрители: 8 film.ru:
Лабиринт
Кома
Japan in a Day
Japan in a Day
Japan in a Day / 2012 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Схватка
Жизнь за один день
Prophets of Science Fiction
Prophets of Science Fiction
Prophets of Science Fiction / 2011-... / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
Gettysburg
Gettysburg
Gettysburg / 2011 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Робин Гуд
Команда «А»
Добро пожаловать к Райли
Добро пожаловать к Райли
Welcome to the Rileys / 2010 / фильм
драма / Великобритания
Роль: —
зрители: 7,5 film.ru:
Сайрус
Столпы земли
The Real Robin Hood
The Real Robin Hood
The Real Robin Hood / 2010 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Врываться
Обличитель
Трещины
Хорошая жена
Совокупность лжи
Вирус Андромеда
Вирус Андромеда
Andromeda Strain / 2008-... / сериал
фантастика / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Мэри, Королева Шотландии
Mary Queen of Scots / 2008 / фильм
Роль: —
зрители: film.ru:
Гангстер
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса
Как трусливый Роберт Форд убил Джесси Джеймса
Assassination of Jesse James by the Coward Robert Ford / 2007 / фильм
драма, биография, вестерн / США
Роль: —
зрители: 7,9 film.ru:
Контора
Хороший год
Тристан и Изольда
Царство небесное
Невидимые дети
Невидимые дети
All the Invisible Children / 2005 / фильм
драма, музыка / Франция
Роль: —
зрители: 5,5 film.ru:
Подальше от тебя
Домино
4исла
Великолепная афера
Черчилль
Заложник
Сделка с дьяволом
Сделка с дьяволом
Hire: Beat the Devil / 2002 / фильм
короткометражный, комедия, приключения / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Маятник
Черный ястреб
Ганнибал
Гладиатор
Там, где деньги
Последняя дискуссия
Последняя дискуссия
Last Debate / 2000 / фильм
драма / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Проект 281
Мишени
Солдат Джейн
Солдат Джейн
G.I. Jane / 1997 / фильм
драма, боевик / США
Роль: —
зрители: 7 film.ru:
Голод
Белый Шквал
Версия Браунинга
Версия Браунинга
Browning Version / 1994 / фильм
драма / Великобритания
Роль: —
зрители: film.ru:
Неприятности с обезьянкой
Неприятности с обезьянкой
Monkey Trouble / 1994 / фильм
комедия, приключения, семейный / США
Роль: —
зрители: film.ru:
Король объявлений
Король объявлений
The King of Ads / 1993 / фильм
Роль: —
зрители: 7 film.ru:
1492: Завоевание рая
1492: Завоевание рая
1492: Conquest of Paradise / 1992 / фильм
драма, биография, приключения / Франция
Роль: —
зрители: 6,7 film.ru:
Тельма и Луиза
Días de cine
Días de cine
Días de cine / 1991-... / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
Черный дождь
Тот, кто меня бережет
Тот, кто меня бережет
Someone to Watch Over Me / 1987 / фильм
мелодрама, триллер, драма / США
Роль: —
зрители: 7,7 film.ru:
Легенда
Бегущий по лезвию
Бегущий по лезвию
Blade Runner / 1982 / фильм
триллер, фантастика, драма / Гонконг
Роль: —
зрители: 7,5 film.ru:
Чужой
Дуэлянты
Half Hour Story
The Informer
The Informer
The Informer / 1967 / сериал
Роль: —
зрители: film.ru:
Adam Adamant Lives!
Troubleshooters
Thirty-Minute Theatre
Мальчик и велосипед
Boy and Bicycle / 1965 / фильм
короткометражный / Великобритания
Роль: —
зрители: film.ru:
Автомобили Z