2200 год, Марс давно заселен людьми и стал форпостом человечества в космосе. Разного рода киборги и андроиды широко используются во всех сферах жизни, от освоения далеких планет до секс-услуг. В марсианском городе Ноктис частный детектив Алин Руби и ее напарник Карлос Ривьера берутся за поиск пропавшей студентки, нелегально взламывающей роботов. Это рутинное задание вскоре приведет ошарашенных детективов к следам масштабного заговора, цель которого — межзвездная революция разумных машин.
«Марс Экспресс» — роскошный подарок для всех фанатов фантастики: красивый и тематически многослойный боевик в насыщенном марсианском сеттинге. Это полнометражный дебют Жереми Перена, в котором он вместе с Лореном Сарфати выступил также соавтором сценария (вдвоем они в 2010-х сделали сай-фай-сериал «Последний человек»). В полтора часа экранного времени Перен умудрился упаковать извилистый детективный сюжет, детализированный мир и отменный экшен. А скрепляют эти компоненты продуманный сценарий и элегантный визуальный стиль.
По концепции фильм представляет собой фантастический боевик с элементами детектива, однако проработка социального фона здесь не менее важна, чем перестрелки и погони. «Марс Экспресс» плотно насыщен подробностями повседневности начала XXIII века: киберклоны-проститутки, цифровые двойники в механическом теле, танки-биороботы с ядовитыми хвостами, мозговые фермы… В общем, жизнь на Марсе — органическая и синтетическая — бьет ключом. Уильям Гибсон, Пол Верховен и Дэвид Кроненберг явно почувствовали бы себя как дома. И важно, что экзотический хай-тек здесь не просто антураж. Напротив, весь ход расследования так или иначе связан с использованием множества привычных в 2200 году технологий, от создания собственных дубликатов до голографических видеозаписей, позволяющих шагнуть внутрь картинки.
Богатство деталей, впрочем, никогда не отвлекает от экшена и детективной линии. Алин и Карлос изучают злачные места, гоняют по футуристическим шоссе, уклоняясь от обстрела (гибкая пена, спасающая водителя от травм при аварии — ценнейшее изобретение!), а в финале эпично сражаются с охраной главного злодея, разнося в щепки изысканный особняк. Эффектного насилия здесь много, а вот крови мало: обычно гибнут разнообразные андроиды, людям достается не так часто. Рисовка слегка напоминает культовый французский анимационный сай-фай «Дикая планета», а в некоторых сценах (например, по ходу кульминационной битвы с танком) чувствуется влияние «Призрака в доспехах».
Сценарий почти целиком выстроен вокруг детективной работы, хотя в паре-тройке сцен обозначено прошлое главных героев — военная служба Алин и разрушенный брак Карлоса. Эти краткие зарисовки, однако, выглядят необходимой драматургической формальностью и сведены к минимуму. В центре сюжета всегда остается динамичное расследование, которое по мере развития событий обрастает признаками глобального заговора, грозящего навсегда изменить отношения людей и машин. Здесь «Марс Экспресс» затрагивает классические для фантастики темы развития свободы воли у искусственного интеллекта и освобождения андроидов от власти человека. А в заключительных сценах, где видеоряд порой перекликается с финалом «Космической одиссеи 2001 года», бунт машин оборачивается не войной, но исходом — ход столь же нетривиальный, сколь и логичный.
Высочайшая плотность событий и обилие деталей, конечно, может отпугнуть неподготовленных зрителей. Почти каждая сцена и диалог под завязку набиты фанатскими отсылками и техническими нюансами, которые будет сложно уловить сходу. «Марс Экспресс» явно рассчитан на подготовленную аудиторию, знакомую с законами робототехники Айзека Азимова или технологией цифровизации сознания. Но даже если пропускать каждую вторую шутку или не до конца понимать логику работы мозговых ферм, четко выстроенный детективный сюжет, красиво снятый экшен и бодрый темп позволяют легко наслаждаться фильмом. А уж для ценителей сай-фая «Марс Экспресс» — настоящее пиршество ума и стиля.