ЗАКРЫТЫЕ СООБЩЕСТВА, БОРЬБА СО СТРАХОМ И ЦЕНА СВОБОДЫ: все фильмы Питера Уира — от худшего к лучшему

ЗАКРЫТЫЕ СООБЩЕСТВА, БОРЬБА СО СТРАХОМ И ЦЕНА СВОБОДЫ: все фильмы Питера Уира — от худшего к лучшему
21 августа режиссеру «Пикника у Висячей скалы» и «Шоу Трумана» Питеру Уиру исполнилось 80 лет. Отмечая юбилей австралийского классика, Дмитрий Молчанов и Дмитрий Соколов ранжировали все 14 его полнометражных картин.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

1940 год, Сибирь, один из лагерей ГУЛАГа. Польский офицер Януш (Джим Стерджесс), американский инженер Смит (Эд Харрис) и еще несколько заключенных совершают дерзкий побег. Уходя от погони, они продвигаются на юг, через Байкал в Монголию, но, обнаружив коммунистический режим и там, вынуждены идти еще дальше, через Гималаи в Индию.

В финансировании экранизации автобиографического романа Славомира Равича участвовал National Geographic, и Питер Уир, кажется, в большей степени увлекся не человеческими историями, а завораживающими пейзажами. Эмоционально «Путь домой» разгоняется только к финалу, заставляя почти забыть о нескольких «клюквенных» эпизодах из первой половины картины. Впрочем, сцену, в которой русский урка Валька (Колин Фаррелл) и польская девочка Ирена (Сирша Ронан) прочувствованно поют по-русски блатной шлягер «Судьба», развидеть все равно не получится.

(Дмитрий Молчанов)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Садовница Бронте (Энди МакДауэлл) заключает фиктивный брак с французом Жоржем (Жерар Депардье). У каждого — своя выгода: она сохраняет за собой уютную квартиру с теплицей, он получает вид на жительство в Америке. Беда в том, что расписаться и разбежаться по-быстрому не получится: иммиграционная служба требует подтверждения того, что брак — настоящий, а не фиктивный. Так что Жоржу и Бронте придется какое-то время пожить вместе.

Француз, сыгранный Депардье, выглядит порой растерянным чужаком в шумном Нью-Йорке — и таким же чужаком Уир оказывается на территории городского ромкома. Старомодный сценарий, который, кажется, лежал в пыльном столе полвека, и неуверенная режиссура Уира (на своем месте австралиец чувствует себя только в эффектной сцене, где Жорж неистово музицирует) превращают «Вид на жительство» в самый неуклюжий нью-йоркский ромком всех времен.

(Д. М.)


Кадр из фильма

Кадр из фильма

Макс Клейн (Джефф Бриджес) — один из тех, кому удалось выжить в авиакатастрофе. При этом в момент жесткой посадки в его психике произошла радикальная перемена — каким-то чудом он избавился от страха смерти. С этих пор Макс стал другим человеком, выйдя за рамки привычного поведения, продиктованного социумом. Этим пользуется психиатр, работающий с жертвами той самой катастрофы: надеясь вывести из эмоционального ступора еще одну выжившую, Карлу Родриго (Рози Перес), он знакомит ее с Максом.

«Бесстрашный» стал для Уира своеобразным вызовом — до съемок фильма режиссер страдал аэрофобией. Возможно, это обстоятельство помогло Уиру снять, наверное, одну из самых реалистичных и жутких сцен авиакатастрофы в истории кино (и это без CGI!). Помимо этого, картина запоминается благодаря игре Бриджеса и Перес, но история, увы, нередко топчется на месте, слишком полагаясь исключительно на мастерство актеров.

(Д. М.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Изобретатель Алли Фокс (Харрисон Форд) внезапно увозит семью из США (потому что страна все равно вот-вот превратится в радиоактивный пепел) в Центральную Америку. На клочке земли в джунглях Фокс строит дом и гигантскую машину для производства льда, в своем персональном Эдеме с каждым днем все больше и больше отрываясь от кусачей реальности.

Экранизация романа Пола Теру — не только предостережение об опасности утопических фантазий, но и напоминание о неразрывности связи современного человека с достижениями цивилизации. Главное же достоинство фильма — выдающаяся игра Форда, которому катастрофически не хватало в карьере подобных ролей. Актер убийственно точно демонстрирует эволюцию безумия — от забавных фантазий чудака, толкающего левацкие речи, до бреда эгоцентрика и алармиста, готового заплатить за сомнительные идеи жизнями своих родных.

(Д. М.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Австралийский радиожурналист Гай (Мел Гибсон) прибывает в Джакарту во время политического кризиса. Пытаясь пролить свет на ситуацию в стране, Гай успевает обрести друга — странного, заигравшегося в вершителя судеб человечка по имени Билли (Линда Хант блистательно сыграла мужскую роль и получила за это «Оскар») — и влюбиться в сотрудницу британского посольства Джилл (Сигурни Уивер).

Политико-экзотическая драма Уира, в которой порой слышны отголоски шпионских романов Грэма Грина и Джона Ле Карре, сегодня может показаться слегка наивной. Но в то же время «Год, опасный для жизни» (как и «Сальвадор» Оливера Стоуна, вышедший четырьмя годами позже) теперь, в эпоху фейков и постправды, стал важным напоминанием о временах, когда журналистика была настоящей.

(Д. М.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Жители австралийского городка под названием Париж находят экстравагантный способ укрепить местную экономику. Они организуют поломки для проезжающих через город автомобилистов, после чего машины перерабатывают, а их владельцев отправляют на лоботомию.

Дебютный комедийный хоррор Уира уже продемонстрировал многие ключевые темы, занимающие режиссера всю его карьеру. Здесь и портрет повседневной жизни в странном замкнутом сообществе, и черный юмор, и элементы триллера. Однако собраны они в рамках слегка абсурдистского сатирического хоррора — чего стоит хотя бы дизайн: жители Парижа собирают из присвоенных машин чудовищные (во всех смыслах) арт-инсталляции!

(Дмитрий Соколов)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Эпоха наполеоновских войн. Джек Обри (Рассел Кроу), капитан британского фрегата, получает приказ перехватить французский корабль «Ахерон». Это задание станет для капитана Обри и его экипажа смертельно опасным приключением, требующим беззаветной отваги, мужества и выносливости.

Роскошный военно-морской экшен принес Уиру премию BAFTA за лучшую режиссуру, а также два «Оскара» — за звук и операторскую работу (сказался талант Рассела Бойда, давно работавшего с постановщиком). Визуально «Хозяин морей» действительно впечатляет, однако драматическая линия в нем преподнесена не хуже, чем морские сражения.

(Д. С.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Конец 1950-х, частная школа для мальчиков в Вермонте. Новый преподаватель литературы Джон Китинг (Робин Уильямс) пытается пробудить в учениках способность мыслить не по унылым методичкам. Несколько ребят проникаются его идеями и возрождают тайный кружок, в годы ученичества организованный Китингом. Здесь они делятся друг с другом первыми литературными опытами и просто мечтами, еще не подозревая, что свободомыслие — штука, опасная для жизни.

Один из лучших фильмов Уира — впечатляющая история зарождения индивидуальности в закрытой системе с жесткими правилами (этот ход режиссер эксплуатирует в целом ряде своих картин). Актерские работы, как почти всегда у Уира, безупречны, причем опытного Уильямса едва ли не переиграли Роберт Шон Леонард и совсем юный Итан Хоук.

(Д. М.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Австралия, 1915 год. Двое молодых людей, профессиональный спринтер Арчи (Марк Ли) и рабочий Фрэнк (Мел Гибсон), решают вступить в ряды австралийской армии. Воодушевленные патриотизмом, Фрэнк и Арчи отправляются через полмира на турецкий фронт, где им предстоит участвовать в битве при Галлиполи — одном из самых кровавых сражений Первой мировой войны.

Пронзительная военная драма (и одна из важных ранних ролей для молодого Гибсона) посвящена малоизвестной в России битве, ставшей ключевым элементом в национальной идентичности австралийцев. Но и вне исторического контекста «Галлиполи» хорошо работает как летопись крушения романтических иллюзий о войне, а также портрет частных человеческих трагедий на фоне грандиозной и во многом бессмысленной бойни Первой мировой.

(Д. С.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В квартиру этнографа Джилл (Джуди Моррис) почти вламывается хамоватый мужчина, представившийся сантехником Максом (Айвар Кэнтс). Никакого сантехника Джилл и ее муж не вызывали, но Макс уверяет, что трубы поменять необходимо, и бедной женщине приходится терпеть присутствие веселого хама у себя дома. А присутствие это становится все более невыносимым.

Маленький телефильм мог бы остаться незамеченным, если бы не был слишком хорош, чтобы его игнорировать. «Водопроводчик» выходит за рамки озплотейшена — Уир предлагает тонкую жанровую игру, меняя регистры и балансируя между хоррором о вторжении в дом и черной комедией, приправленной социальной сатирой. Так «Водопроводчик» становится скромным предшественником таких разных лент как «Забавные игры», «Кабельщик» и даже «Темные воды».

(Д. М.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Адвокат из Сиднея Дэвид Бертон (Ричард Чемберлен) берется за сложное дело об убийстве: в ходе ссоры молодых людей один из них падает замертво, но видимых повреждений на теле нет. Чем глубже Дэвид погружается в детали следствия, тем чаще его беспокоят жуткие сны, о которых потомки аборигенов явно знают больше, чем он сам.

Пожалуй, самая необычная работа в фильмографии Уира: гибрид судебной драмы с фолк-хоррором, сдобренный мистическими снами и апокалиптикой аборигенов. Причем сделано все не только красиво, но и аутентично. В фильме снимались настоящие коренные жители Австралии, а сюжет замешан на шаманских практиках. Добавьте к этому отличную операторскую работу Рассела Бойда — и получите слоубернер на стыке психологизма, мистики и экологии.

(Д. С.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Мальчик Сэмюэль (Лукас Хаас) из общины амишей — свидетель убийства. Чтобы защитить его и самому ускользнуть от коррумпированных коллег, полицейский Джон Бук (Харрисон Форд) на время скрывается среди амишей, пытаясь не только привыкнуть к жизни вне современного мира, но и вывести убийц на чистую воду.

Романтический триллер, где в равной степени эффектно работают и любовная, и детективная линии, стал неожиданным кассовым хитом и получил «Оскары» за сценарий и монтаж (плюс кучу номинаций и наград помельче). Особенно хочется отметить заключительную перестрелку Бука с киллерами: смертельная игра в прятки посреди деревни амишей подана с мощнейшим саспенсом. На важных ролях можно увидеть Келли МакГиллис (до ее звездной роли в «Топ Ган»), а также Дэнни Гловера (до «Смертельного оружия») и Александра Годунова (до «Крепкого орешка»).

(Д. С.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

14 февраля 1900 года группа девочек из женского колледжа отправляется на пикник у Висячей скалы. Вскоре выяснится, что четыре участницы похода бесследно исчезли, и чем дальше идет расследование, тем больше вопросов у всех вокруг.

Одна из главных работ в карьере Уира, этот фильм любопытен как яркий образец кинематографической мистификации. Хотя сюжет основан на одноименной книге (оформленной как художественный отчет о реальном инциденте), на самом деле показанные события — чистая выдумка. Но Уир в своем медитативном триллере сфокусирован не столько на исследовании странного случая у Висячей скалы, сколько на том, какой эффект это событие оказывает на людей, столкнувшихся с необъяснимой трагедией.

(Д. С.)

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Труман (Джим Керри) — рядовой житель провинциального городка — внезапно обнаруживает, что люди вокруг начинают вести себя странно без каких-либо видимых причин. После серии странных происшествий Труман понимает, что весь известный ему мир — одна гигантская декорация, а сам он — звезда главного реалити-шоу на планете.

Футуристическая драма Уира интересна не только блестящей ролью Керри, который здесь проявил свой драматический талант, но и тем, что предвосхитила расцвет реалити-ТВ на рубеже 1990-х–2000-х. Еще интереснее отслеживать богатый философский подтекст простого сюжета: помимо сатиры на современные медиа, «Шоу Трумана» можно трактовать и как историю освобождения человека от безраздельной власти внешних (пусть и благожелательных) авторитетов, будь то Бог или родители.

(Д. С.)

Поделиться