1940 год, Сибирь, один из лагерей ГУЛАГа. Польский офицер Януш (Джим Стерджесс), американский инженер Смит (Эд Харрис) и еще несколько заключенных совершают дерзкий побег. Уходя от погони, они продвигаются на юг, через Байкал в Монголию, но, обнаружив коммунистический режим и там, вынуждены идти еще дальше, через Гималаи в Индию.
В финансировании экранизации автобиографического романа Славомира Равича участвовал National Geographic, и Питер Уир, кажется, в большей степени увлекся не человеческими историями, а завораживающими пейзажами. Эмоционально «Путь домой» разгоняется только к финалу, заставляя почти забыть о нескольких «клюквенных» эпизодах из первой половины картины. Впрочем, сцену, в которой русский урка Валька (Колин Фаррелл) и польская девочка Ирена (Сирша Ронан) прочувствованно поют по-русски блатной шлягер «Судьба», развидеть все равно не получится. (Дмитрий Молчанов)
Садовница Бронте (Энди МакДауэлл) заключает фиктивный брак с французом Жоржем (Жерар Депардье). У каждого — своя выгода: она сохраняет за собой уютную квартиру с теплицей, он получает вид на жительство в Америке. Беда в том, что расписаться и разбежаться по-быстрому не получится: иммиграционная служба требует подтверждения того, что брак — настоящий, а не фиктивный. Так что Жоржу и Бронте придется какое-то время пожить вместе.
Француз, сыгранный Депардье, выглядит порой растерянным чужаком в шумном Нью-Йорке — и таким же чужаком Уир оказывается на территории городского ромкома. Старомодный сценарий, который, кажется, лежал в пыльном столе полвека, и неуверенная режиссура Уира (на своем месте австралиец чувствует себя только в эффектной сцене, где Жорж неистово музицирует) превращают «Вид на жительство» в самый неуклюжий нью-йоркский ромком всех времен.
(Д. М.)
Макс Клейн (Джефф Бриджес) — один из тех, кому удалось выжить в авиакатастрофе. При этом в момент жесткой посадки в его психике произошла радикальная перемена — каким-то чудом он избавился от страха смерти. С этих пор Макс стал другим человеком, выйдя за рамки привычного поведения, продиктованного социумом. Этим пользуется психиатр, работающий с жертвами той самой катастрофы: надеясь вывести из эмоционального ступора еще одну выжившую, Карлу Родриго (Рози Перес), он знакомит ее с Максом.
«Бесстрашный» стал для Уира своеобразным вызовом — до съемок фильма режиссер страдал аэрофобией. Возможно, это обстоятельство помогло Уиру снять, наверное, одну из самых реалистичных и жутких сцен авиакатастрофы в истории кино (и это без CGI!). Помимо этого, картина запоминается благодаря игре Бриджеса и Перес, но история, увы, нередко топчется на месте, слишком полагаясь исключительно на мастерство актеров.
(Д. М.)
Изобретатель Алли Фокс (Харрисон Форд) внезапно увозит семью из США (потому что страна все равно вот-вот превратится в радиоактивный пепел) в Центральную Америку. На клочке земли в джунглях Фокс строит дом и гигантскую машину для производства льда, в своем персональном Эдеме с каждым днем все больше и больше отрываясь от кусачей реальности.
Экранизация романа Пола Теру — не только предостережение об опасности утопических фантазий, но и напоминание о неразрывности связи современного человека с достижениями цивилизации. Главное же достоинство фильма — выдающаяся игра Форда, которому катастрофически не хватало в карьере подобных ролей. Актер убийственно точно демонстрирует эволюцию безумия — от забавных фантазий чудака, толкающего левацкие речи, до бреда эгоцентрика и алармиста, готового заплатить за сомнительные идеи жизнями своих родных.
(Д. М.)
Австралийский радиожурналист Гай (Мел Гибсон) прибывает в Джакарту во время политического кризиса. Пытаясь пролить свет на ситуацию в стране, Гай успевает обрести друга — странного, заигравшегося в вершителя судеб человечка по имени Билли (Линда Хант блистательно сыграла мужскую роль и получила за это «Оскар») — и влюбиться в сотрудницу британского посольства Джилл (Сигурни Уивер).
Политико-экзотическая драма Уира, в которой порой слышны отголоски шпионских романов Грэма Грина и Джона Ле Карре, сегодня может показаться слегка наивной. Но в то же время «Год, опасный для жизни» (как и «Сальвадор» Оливера Стоуна, вышедший четырьмя годами позже) теперь, в эпоху фейков и постправды, стал важным напоминанием о временах, когда журналистика была настоящей.
(Д. М.)
Жители австралийского городка под названием Париж находят экстравагантный способ укрепить местную экономику. Они организуют поломки для проезжающих через город автомобилистов, после чего машины перерабатывают, а их владельцев отправляют на лоботомию.
Дебютный комедийный хоррор Уира уже продемонстрировал многие ключевые темы, занимающие режиссера всю его карьеру. Здесь и портрет повседневной жизни в странном замкнутом сообществе, и черный юмор, и элементы триллера. Однако собраны они в рамках слегка абсурдистского сатирического хоррора — чего стоит хотя бы дизайн: жители Парижа собирают из присвоенных машин чудовищные (во всех смыслах) арт-инсталляции!
(Дмитрий Соколов)
Эпоха наполеоновских войн. Джек Обри (Рассел Кроу), капитан британского фрегата, получает приказ перехватить французский корабль «Ахерон». Это задание станет для капитана Обри и его экипажа смертельно опасным приключением, требующим беззаветной отваги, мужества и выносливости.
Роскошный военно-морской экшен принес Уиру премию BAFTA за лучшую режиссуру, а также два «Оскара» — за звук и операторскую работу (сказался талант Рассела Бойда, давно работавшего с постановщиком). Визуально «Хозяин морей» действительно впечатляет, однако драматическая линия в нем преподнесена не хуже, чем морские сражения.
(Д. С.)
Конец 1950-х, частная школа для мальчиков в Вермонте. Новый преподаватель литературы Джон Китинг (Робин Уильямс) пытается пробудить в учениках способность мыслить не по унылым методичкам. Несколько ребят проникаются его идеями и возрождают тайный кружок, в годы ученичества организованный Китингом. Здесь они делятся друг с другом первыми литературными опытами и просто мечтами, еще не подозревая, что свободомыслие — штука, опасная для жизни.
Один из лучших фильмов Уира — впечатляющая история зарождения индивидуальности в закрытой системе с жесткими правилами (этот ход режиссер эксплуатирует в целом ряде своих картин). Актерские работы, как почти всегда у Уира, безупречны, причем опытного Уильямса едва ли не переиграли Роберт Шон Леонард и совсем юный Итан Хоук.
(Д. М.)
Австралия, 1915 год. Двое молодых людей, профессиональный спринтер Арчи (Марк Ли) и рабочий Фрэнк (Мел Гибсон), решают вступить в ряды австралийской армии. Воодушевленные патриотизмом, Фрэнк и Арчи отправляются через полмира на турецкий фронт, где им предстоит участвовать в битве при Галлиполи — одном из самых кровавых сражений Первой мировой войны.
Пронзительная военная драма (и одна из важных ранних ролей для молодого Гибсона) посвящена малоизвестной в России битве, ставшей ключевым элементом в национальной идентичности австралийцев. Но и вне исторического контекста «Галлиполи» хорошо работает как летопись крушения романтических иллюзий о войне, а также портрет частных человеческих трагедий на фоне грандиозной и во многом бессмысленной бойни Первой мировой.
(Д. С.)
В квартиру этнографа Джилл (Джуди Моррис) почти вламывается хамоватый мужчина, представившийся сантехником Максом (Айвар Кэнтс). Никакого сантехника Джилл и ее муж не вызывали, но Макс уверяет, что трубы поменять необходимо, и бедной женщине приходится терпеть присутствие веселого хама у себя дома. А присутствие это становится все более невыносимым.
Маленький телефильм мог бы остаться незамеченным, если бы не был слишком хорош, чтобы его игнорировать. «Водопроводчик» выходит за рамки озплотейшена — Уир предлагает тонкую жанровую игру, меняя регистры и балансируя между хоррором о вторжении в дом и черной комедией, приправленной социальной сатирой. Так «Водопроводчик» становится скромным предшественником таких разных лент как «Забавные игры», «Кабельщик» и даже «Темные воды».
(Д. М.)
Адвокат из Сиднея Дэвид Бертон (Ричард Чемберлен) берется за сложное дело об убийстве: в ходе ссоры молодых людей один из них падает замертво, но видимых повреждений на теле нет. Чем глубже Дэвид погружается в детали следствия, тем чаще его беспокоят жуткие сны, о которых потомки аборигенов явно знают больше, чем он сам.
Пожалуй, самая необычная работа в фильмографии Уира: гибрид судебной драмы с фолк-хоррором, сдобренный мистическими снами и апокалиптикой аборигенов. Причем сделано все не только красиво, но и аутентично. В фильме снимались настоящие коренные жители Австралии, а сюжет замешан на шаманских практиках. Добавьте к этому отличную операторскую работу Рассела Бойда — и получите слоубернер на стыке психологизма, мистики и экологии.
(Д. С.)
Мальчик Сэмюэль (Лукас Хаас) из общины амишей — свидетель убийства. Чтобы защитить его и самому ускользнуть от коррумпированных коллег, полицейский Джон Бук (Харрисон Форд) на время скрывается среди амишей, пытаясь не только привыкнуть к жизни вне современного мира, но и вывести убийц на чистую воду.
Романтический триллер, где в равной степени эффектно работают и любовная, и детективная линии, стал неожиданным кассовым хитом и получил «Оскары» за сценарий и монтаж (плюс кучу номинаций и наград помельче). Особенно хочется отметить заключительную перестрелку Бука с киллерами: смертельная игра в прятки посреди деревни амишей подана с мощнейшим саспенсом. На важных ролях можно увидеть Келли МакГиллис (до ее звездной роли в «Топ Ган»), а также Дэнни Гловера (до «Смертельного оружия») и Александра Годунова (до «Крепкого орешка»).
(Д. С.)
14 февраля 1900 года группа девочек из женского колледжа отправляется на пикник у Висячей скалы. Вскоре выяснится, что четыре участницы похода бесследно исчезли, и чем дальше идет расследование, тем больше вопросов у всех вокруг.
Одна из главных работ в карьере Уира, этот фильм любопытен как яркий образец кинематографической мистификации. Хотя сюжет основан на одноименной книге (оформленной как художественный отчет о реальном инциденте), на самом деле показанные события — чистая выдумка. Но Уир в своем медитативном триллере сфокусирован не столько на исследовании странного случая у Висячей скалы, сколько на том, какой эффект это событие оказывает на людей, столкнувшихся с необъяснимой трагедией.
(Д. С.)
Труман (Джим Керри) — рядовой житель провинциального городка — внезапно обнаруживает, что люди вокруг начинают вести себя странно без каких-либо видимых причин. После серии странных происшествий Труман понимает, что весь известный ему мир — одна гигантская декорация, а сам он — звезда главного реалити-шоу на планете.
Футуристическая драма Уира интересна не только блестящей ролью Керри, который здесь проявил свой драматический талант, но и тем, что предвосхитила расцвет реалити-ТВ на рубеже 1990-х–2000-х. Еще интереснее отслеживать богатый философский подтекст простого сюжета: помимо сатиры на современные медиа, «Шоу Трумана» можно трактовать и как историю освобождения человека от безраздельной власти внешних (пусть и благожелательных) авторитетов, будь то Бог или родители.
(Д. С.)