Фильмы, снятые в военные и первые послевоенные годы, как правило, не выходили за рамки жанра героической драмы, и «Подвиг разведчика» на их фоне стоит особняком. Да, картина Бориса Барнета вполне соответствует стандартам героико-патриотического кино, но прежде всего это захватывающий шпионский триллер. «Режиссер увлеченно играл в авантюрный жанр, на котором вырастал и он сам, и все его кинематографическое поколение, адаптируя к нему опыт трагедийного пространства своих военных фильмов», — писал о «Подвиге разведчика» киновед Евгений Марголит, и точнее, пожалуй, не скажешь.
Специально для сцены гибели Бориса оператор Сергей Урусевский сконструировал круговые рельсы, впоследствии вошедшие в классический операторский инструментарий. Фильм Михаила Калатозова стал первой (и до сих пор единственной!) отечественной картиной, получившей «Золотую пальмовую ветвь» — главный приз Каннского кинофестиваля. Казалось бы, чем не повод для гордости — однако советская пресса в 1958 году о победе фильма на «буржуазном» фестивале писала крайне скупо: в короткой заметке в газете «Известия» (без заголовка и фотографий) даже не были упомянуты ни режиссер Калатозов, ни сценарист Виктор Розов.
Прочитав одноименный военный рассказ Михаила Шолохова, записанный им со слов случайного встречного, Сергей Бондарчук, до этого известный лишь своими актерскими работами, сразу же захотел его экранизировать. До того, как фильм собрал множество наград, худсовет обвинял Бондарчука в «скудости» использованных изобразительных средств. Но режиссер пояснил: простой и искренний рассказ главного героя стоило передавать именно так.
Главную роль в этой пронзительной лирической картине должен был сыграть Олег Стриженов, однако режиссер Григорий Чухрай настоял на кандидатуре Владимира Ивашова и не ошибся в выборе: в конце 50-х открытое, слегка наивное лицо артиста стало лицом советского кинематографа для всего мира. Портреты Ивашова в образе русского солдата Алеши Скворцова украшали обложки ведущих мировых изданий, включая
Time и
Newsweek. Сам фильм получил более ста наград и премий зарубежных фестивалей и киноакадемий.
Вместе с картинами «Летят журавли» и «Баллада о солдате» дебютная полнометражная лента Андрея Тарковского представляла советские военные фильмы во всем мире не как героические драмы, а как трагические истории простых людей. Сам Тарковский говорил, что выбрал тему детства потому, что «оно больше всего контрастирует с войной», демонстрируя ее противоестественность. «Иваново детство» получило множество наград, включая главный приз Венецианского кинофестиваля.
Режиссер Резо Чхеидзе рассказывал, что лучшим признанием своей работы он считает рассказанный ему случай, когда юноша-вор сдался милиции, объяснив, что после просмотра «Отца солдата» он захотел жить честно. Сценарист Сулико Жгенти в качестве прототипа главного героя использовал образ своего сослуживца-колхозника, старика, заменившего отца молодым солдатам. Чтобы сохранить имя Георгия Махарашвили в истории, он не стал его изменять и назвал персонажа в его честь.
В повести, легшей в основу сценария, писатель Виктор Курочкин писал главного героя с самого себя, но экранизация имеет ряд значительных отличий от оригинала, включая другую концовку. Съемки картины велись недалеко от границы с Чехословакией при участии прикарпатских военных. По стечению обстоятельств, съемочный процесс совпал с введением войск СССР в Чехословакию, из-за чего радио Би-би-си передало, что советские танки к границе стягивали под прикрытием киносъемок.
Весь цикл «Освобождение» должен был стать ответом западным фильмам, в которых основные заслуги победы над нацистами приписывались войскам союзников. Первым вариантом названия эпопеи было «Освобождение Европы», и она должна была состоять всего их трех фильмов, но впоследствии концепцию изменили, расширив серию до пяти. Режиссер Юрий Озеров старался вести съемки именно на местах событий — не только в СССР, но и в Италии, Германии, Польше.
Георгия Юматова не хотели брать на роль из-за его скандальной репутации, но за актера вступился писатель Борис Васильев. Сам Юматов отмечал, что не любил этот фильм. Он предполагал, что картина провалится в прокате из-за неопытности режиссера Владимира Рогового, а своего персонажа считал слишком поверхностным для человека, прошедшего войну. Опасения не оправдались — после выхода фильма число желающих поступить в военные училища увеличилось в двадцать раз.
Первый самостоятельный фильм Алексея Германа «Операция "С Новым годом!"» положили на полку — в Госкино решили, что картина очерняет образ советского солдата и дегероизирует народное сопротивление: ведь главный герой истории — военнопленный, перешедший на сторону немцев, но затем сдавшийся партизанам и изъявивший готовность кровью искупить вину за измену Родине. Лишь в 1985 году фильм вышел на экраны под названием «Проверка на дорогах».
Из всех актеров фильма на момент его выхода известной была лишь Ольга Остроумова, остальные только дебютировали на большом экране. Андрей Мартынов, игравший Васкова, был младше своего героя на шесть лет, но сумел убедительно воплотить этот образ. Режиссер фильма Станислав Ростоцкий, прошедший войну, посвятил свою работу медсестре, которая спасла его от смерти, вынеся с поля боя. Картина заслужила любовь зрителей не только в СССР, но и в Китае, где получила статус одного из самых популярных советских фильмов.
Режиссера Леонида Быкова, мечтавшего стать пилотом, не приняли в летное училище из-за невысокого роста. Позднее его несбывшаяся мечта воплотилась в фильме о военных летчиках. Вместе с парой сценаристов он постарался объединить в одну картину подлинные истории о временах Великой Отечественной войны, собрав их героев в одной авиационной части. Фильм стал народным, фразы из него разошлись на цитаты, а героям картины, «Маэстро» Титаренко (герою Быкова) и механику Макарычу (его сыграл Алексей Смирнов), в Киеве и Харькове поставили памятники.
Роль Лопахина стала последней в кинокарьере Василия Шукшина: актер скончался от инфаркта в период съемок. Большая часть сцен к тому моменту уже была отснята, в недостающих кадрах дублером Шукшина выступил Юрий Соловьев, а озвучил персонажа Игорь Ефимов. Позднее на месте съемок установили часовню и памятник Шукшину. Скульптурная композиция, изображающая героев фильма, также установлена возле здания Минобороны в Москве.
Картина Ларисы Шепитько о двух партизанах, попавших в плен, была на грани запрета, однако муж постановщицы, режиссер Элем Климов, нашел способ показать «Восхождение» первому секретарю ЦК компартии Белоруссии Петру Машерову. Чиновник, который в годы войны сам был партизаном, к середине фильма плакал, не стесняясь присутствовавшего на просмотре руководства республики — после этого ленту выпустили в прокат без единой правки. «Восхождение» также получило зарубежное признание, став первым советским фильмом, удостоенным главного приза Берлинского кинофестиваля.
Наряду с детскими впечатлениями о военном времени, режиссера Элема Климова, уроженца Сталинграда, на работу вдохновил период холодной войны. Климов решил в назидание потомкам снять картину, передающую все ужасы военного времени. За основу фильма были взяты произведения Алеся Адамовича и документальные свидетельства преступлений фашистов в Белоруссии. Сам сценарий получил название «Убейте Гитлера», символизирующее призыв к уничтожению злого начала в людях.