Британская психологическая драма об обычной семье, разбуженной утром отрядом полиции, серьёзно задела зрителей за живое. «Переходный возраст» набрал 24,3 миллиона просмотров за первые четыре дня, что сделало его лучшим сериалом стримингового сервиса за неделю с 10 по 16 марта. Отвечаем на вопросы, которые могут возникнуть в ходе его просмотра.
«Переходный возраст» снят по реальным событиям?
Нет, но он вдохновлён историями из новостей. 51-летний актёр Стивен Грэм придумал идею сериала, услышав о серии ужасающих преступлений, совершённых британскими подростками. В 2021 году в родном городе Грэма, Ливерпуле, 14-летний школьник смертельно ранил ножом 12-летнюю Аву Уайт. А в 2023 году 17-летний Зассам Сентаму напал с ножом на 15-летнюю Элианну Андам возле торгового центра в Кройдоне. Актёр серьёзно задумался о том, что происходит в обществе, и привлек своего постоянного соавтора, высококлассного сценариста Джека Торна, чтобы создать остросюжетную драму о том, почему школьники совершают такие экстремальные поступки по отношению к девочкам.

В Великобритании в последние годы использование холодного оружия в уличных преступлениях стало очень серьёзной проблемой. Управление национальной статистики сообщает, что за последнее десятилетие число нападений с ножом в Англии и Уэльсе удвоилось. В марте 2023 года Министерство юстиции заявило, что за год было рассмотрено более 18 000 преступлений, связанных с ножами. При этом 17,3 % преступников, совершивших эти нападения, были подростками в возрасте от 10 до 17 лет. В январе этого года футболисты лондонского «Арсенала» вышли на матч в форме без традиционного для команды красного цвета — таким образом клуб отреагировал на убийство 14-летнего Келиана Бокассы, заколотого ножами в автобусе.
Но футбольная кампания не способна полностью остановить убийства ножами. В момент выхода сериала СМИ всё ещё обсуждало свежий пожизненный срок, который получил женоненавистник, убивший в прошлом году с помощью арбалета двух сестёр и их мать. Поэтому для британцев «Переходный возраст» смотрится крайне животрепещуще. Более того, создатели сериала Netflix призвали парламент Великобритании провести показы в школах страны. «Я хочу, чтобы его показали в школах, я хочу, чтобы его показали в парламенте. Это крайне важно, потому что дальше будет только хуже», — заявил автор сериала Джек Торн. С ним согласен премьер-министр Великобритании Кир Стармер, рассказавший, что посмотрел «Переходный возраст» с детьми. «У меня 16-летний сын и 14-летняя дочь, и это очень хорошая драма для просмотра с ними. Насилие, совершаемое молодыми людьми под влиянием того, что они видят в Интернете, — это настоящая проблема. Это отвратительно, и мы должны с этим бороться».
Причем здесь «маносфера» и кто такой Эндрю Тейт?
По ходу сериала родители выясняют, что взяться за нож их 13-летнего сына побудило знакомство с культурой инцелов, цифровой «маносферой» и конспирологические теории сетевых мизогинов. «Маносферой» называют онлайн-сообщества, в которых мужчины обсуждают вопросы, связанные с мужественностью, отношениями и гендером. Часто считающие себя ущемлёнными, пользователи прибегают к женоненавистнической риторике, требуя укрепить пошатнувшиеся, на их взгляд, традиционные гендерные роли. В России самым известным проявлением маносферы было движение «Мужское государство», признанное экстремистским и запрещённое на территории России в октябре 2021 года. А королём западной маносферы называют Эндрю Тейта, самопровозглашённого женоненавистника. 38-летний бывший кикбоксёр прославился своими мизогинизмом, смешанным с советами по быстрому обогащению настолько, что занял третье место по запросам в Гугле в 2003 году. Сейчас в отношении Тейта ведётся шесть судебных расследований в Румынии, Великобритании и США — четыре уголовных и два гражданских.
Самым опасным ответвлением маносферы является «инцел», что в переводе с английского сокращённо означает «вынужденный целибат». По мнению экспертов, инцелы — это мужчины, которые не могут завязать сексуальные или романтические отношения с женщинами, и они часто возлагают вину за свое разочарование на самих женщин. С распространением феминистских идей в обществе инцелы на своих форумах предлагают бороться путём различных форм принуждения, изнасилований или или полным возвратом к принудительной моногамии при строгом патриархальном правлении. Исследование, проведенное компанией Vodafone, показало, что 69% мальчиков 11-14 лет в Великобритании сталкивались с женоненавистническим контентом в Интернете.

Во второй серии «Переходного возраста», действие которой полностью происходит в школе, сын детектива Люка (Эшли Уолтерс) объясняет ему мрачный смысл комментариев в Запретграмме, которые детектив считал невинным флиртом. Например, отсылающий к «Матрице» эмодзи «Красная таблетка» означает «Я узрел истину», своего рода призыв к действию со стороны представителей маносферы. Еще один важный момент сцены — это смысл конспирологической теории Тейта 80/20 и её связь с эмодзи «100». «80 процентов женщин привлекают 20 процентов мужчин. Остальным приходится обманывать женщин, потому что обычным способом их уже никогда не получить. Она называет его инцелом, так как 80 процентов женщин отрезаны для него». В ответ на это детектив озадаченно спрашивает: «Ему же всего 13 лет. Кто не инцел в 13 лет?» Факт в том, что для тех, кому за 40, теневая сторона интернета, населённая альфами, борцами за права мужчин, пикаперами и троллями — неизведанная территория.
Как создателям удалось снять сериал одним планом?
Ощущение драмы в «Переходном возрасте» усиливается от того, что каждый эпизод сериала, действие которого растянуто на 13 месяцев, был снят одним непрерывным дублем. Для режиссёра Фила Барантини это стало своего рода фирменным приёмом — с помощью этой техники он снял и свой предыдущий сериал «Точка кипения» о тяжёлом вечере на работе для шеф-повара ресторана, в котором главную роль так же исполнил Стивен Грэм. В сериалах вроде «Медведя» или «Настоящего детектива» мы уже видели использования длинных сцен, снятых одним планом, чтобы усилить накал сюжета. Но снять одним планом целый сериал, действие которого не ограничивается одной локацией — задача куда более амбициозная. Барантини вместе с оператором Мэтью Льюисом подтверждают, что не прибегали к невидимому монтажу или склейке кадров. «Мы просто включали камеру и через час выключали».

Совместная работа, поиск подходящих мест и подбор подходящего фотооборудования — всё это стало ключом к успеху. В ходе многонедельных репетиций создатели построили миниатюрные модели декораций и передвигали миниатюрные версии актеров, чтобы точно знать, как направлять камеру на каждом этапе. Камеру выбирали с учётом веса — так как оператор должен был держать её в течение часа. В итоге протестировали карданную систему и остановились на камере DJI Ronin 4D.На съёмках камера передавалась от оператора к оператору, как эстафетная палочка, прикреплялась к дронам и передвигалась между быстро перемещающейся съемочной группой, которая следовала за актерами, входящими и выходящими из зданий и автомобилей.
Каждый часовой эпизод снимался около 10 раз, по два дубля в день. Полицейский участок, в котором происходит действие первого эпизода, был построен специально в студии на севере Англии. И даже количество ступенек на лестницах было рассчитано так, чтобы обеспечить нужное время передвижения персонажа и количество его реплик. А старый склад, расположенный на небольшом расстоянии, был превращен в строительный супермаркет, который посещают герои в финальном эпизоде. Сложнее всего было справиться со вторым эпизодом, действие которого происходит в школе. Съёмочной группе приходилось контролировать 300 детей, выступавших в качестве статистов. Актёры утверждают, что съёмка одним дублем их очень сблизила. Стивен Грэм сравнил этот опыт с футбольной командой, где «каждый знает свою работу и каждый занимает свою позицию. И мы просто играем».
Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.
Что за актёр-подросток исполнил главную роль? Где его ещё можно увидеть?
Возможно, благодаря этой сплочённости актёров сериал полон великолепных работ. Но на фоне опытных актёров особенно выделяется юный Оуэн Купер, сыгравший роль обвинённого в убийстве Джейми Миллера. Эта роль стала для него первым актёрским опытом. И некоторые уже сейчас спешат назвать его лучшим детским кинодебютом в истории.

15-летний Купер родом из Уоррингтона и до «Переходного возраста» практически не снимался. Он занимался футболом, но заинтересовался актёрским мастерством и присоединился к агентству под названием The Drama Mob. Через них он отправил самостоятельно снятую пробу для «Переходного возраста». Его первое полноценное прослушивание настолько впечатлило Грэма, что тот обратился к Барантини и соавтору сценария Джеку Торну со словами: «Думаю, это он». Интуиция не подвела Грэма, и режиссёр со съёмочной группой были поражены тем, как Купер справлялся с игрой в условиях съёмок с одного дубля. Особенно это заметно в третьем эпизоде, в котором Джейми посещает в центре временного содержания детский психолог. Эту серию Купер полностью отыграл в две руки с актрисой Эрин Доэрти, меняя поочерёдно детскую наивность и болтливость на вспышки ярости и отточенную не по годам прозорливость.
О Купере заговорили еще до окончания съемок «Переходного возраста»: в середине съёмочного процесса он получил роль молодого Хитклифа в новой версии «Грозового перевала» Эмиральд Феннел, где снимаются Марго Робби и Джейкоб Элорди. Стали появляться и роли в других телешоу. Но Купер уже нацелен на роль, прославившего другого британского актёра, по чьим стопам он решил пойти. Заинтересовавшись игрой Тома Холланда, Купер мечтает сняться в фильме про Человека-паука.