Вооруженный лишь одним загадочным словом «Довод», оперативник ЦРУ, которого зовут лаконично — Протагонист (Джон Дэвид Вашингтон), отправляется на задание: ликвидировать особо опасного русского олигарха Андрея Сатора (Кеннет Брана). Злодей стоит за поставкой нового вида оружия — «инвертированного». Однако дело не только в пулях, летящих в цель задом наперед. Оказывается, кто-то нарочно отправляет в настоящее сложные указания, которые вскоре могут привести к гибели человечества. Протагонист вместе с напарником Нилом (Роберт Паттинсон) вынужден быстро приспосабливаться к «инвертированному» времени, чтобы сохранить реальность в прежней гармонии.
Символично, что «Довод» явился к нам в облике спасителя мирового кинопроката: кому как не Кристоферу Нолану — главному автору и перфекционисту Голливуда — доставать кинотеатры из болота пандемии. И в самом ядре фильма скрывается особо актуальный сейчас мотив — желание отмотать время, исправить ошибки, попытаться поменять будущее, повлияв на прошлое. И, при всей загадочности (и в чем-то схематичности), прогноз «Довода» оказывается пессимистичным. Спасательный круг, брошенный Ноланом, в любой момент может оказаться «инвертированным».
Вряд ли кто-то будет удивлен, что «Довод» — прежде всего гигантская конструкция, хитроумная шарада. Не стоит даже пытаться разглядеть за героями Вашингтона или Паттинсона живых людей — все они лишь винтики внутри механизма режиссера-демиурга. Что интересно, Нолан прекрасно это понимает, и ровно поэтому главный герой не носит никакого имени, он — Протагонист, пешка в руках рассказчика. Замысел «Довода» действительно интересен, хотя и может показаться сперва абсурдным и бессмысленным. В какой-то степени, это одно из самых удачных (если не самое удачное) развитие идей Джеймса Кэмерона и его «Терминаторов»: здесь будущее ведет войну с прошлым. Однако за гигантоманией Нолана разглядеть эти мотивы не так уже просто. Автор перекручивает сюжет морскими узлами, чтобы даже самые простые слова и действия имели Значение и отзывались во всех других. Можно с уверенностью сказать, что «Довод» самый запутанный и «непонятный» фильм Нолана, и даже десятый пересмотр вряд ли что-то изменит. Общая картина, сколь бы впечатляющей и масштабной она не была, все-таки не вырисовывается, остается слишком много вопросов.
Впрочем, нелогичность, или, если угодно, недосказанность, сюжета провоцирует больше споров о фильме. О нем действительно хочется думать, искать в нем пробелы, нестыковки. И, как ни странно, это тоже часть интеллектуальной игры Нолана, часть погружения в «Довод». Зритель незаметно становится участником этой иммерсивной головоломки. Режиссер использует весь свой художественный арсенал, чтобы добиться этого эффекта, и столько макгаффинов в одном фильме вы вряд ли когда-либо видели. «Довод» и есть один большой макгаффин — фокус, «престиж», если использовать выражение из одноименного фильма автора.
Но оставив в стороне формалистские особенности «Довода», следует признать, что в ленте есть не только Нолан. Оператор Хойте ван Хойтема творит на экране немыслимые чудеса, от экшн-сцен захватывает дух, а перед визуальной изобретательностью фильма хочется снять шляпу (спецэффектов, к слову, здесь совсем мало). Создатели не скупились на постановку и продакшен, и даже взорвать настоящий самолет ради всего нескольких красочных кадров для них было в порядке вещей.
«Довод» можно сравнить с гигантской механической машиной, назначение которой с ходу угадать нельзя. Со стороны ее безжизненность и отсутствие каких бы то ни было чувств могут оттолкнуть и обескуражить. Однако, стоит позволить себе стать ее частью, попытаться разобраться в ее холодных винтиках и болтах, как оторваться уже будет невозможно. И Нолан рассчитывает на таких расчетливых зрителей, метит в них и предлагает сыграть в игру, у которой, в общем, нет цели, смысла и победителя. Зато сам процесс игры, вовлечение в нее, может оказаться одним из самых интересных киноопытов за последнее время.