Премьера недели: рецензия на фильм «Поезд в Пусан 2: Полуостров»

В прокат вышел самый громкий на карантинном безрыбье фильм этого лета — сиквел «Поезда в Пусан» (он же — заключительный эпизод зомби-трилогии корейца Ён Сан-хо). И если раньше корейский постановщик передавал приветы хоррорам Джорджа А. Ромеро, то теперь дошла очередь до дилогии «Побег из...» Джона Карпентера и франшизы «Безумный Макс».

Четыре года назад из-за утечки в одной из секретных лабораторий Южной Кореи на волю вырвался вирус, превращающий людей в кровожадных зомби. В тот роковой для страны момент, когда города превращались в дымящиеся руины, а в Северной Корее радовались, что так удачно повременили с воссоединением, военный Хан Джон-сок (Кан Дон-вон) пытается эвакуировать с полуострова сестру и ее семью. Затея кончается плохо — на корабле оказался инфицированный, сестра и ее маленький сын погибли. Джон-сок и его зять выжили и добрались до Гонконга, но на чужой земле стали изгоями, мучимыми виной за гибель родных. Четыре года спустя им предлагают вернуться в Корею, чтобы найти близ порта Инчхона грузовик с 20 миллионами долларов и пригнать его к причалу. Само собой, все пойдет не по плану.

В 2016-м зомби-хоррор корейца Ён Сан-хо «Поезд в Пусан» стал сенсацией международного масштаба — никакой революции в жанре фильм, конечно, не совершил, но выглядел достаточно свежо и забавно, чтобы отвлечь от мысли, что с зомби дела плохи. Режиссер на достигнутом не остановился, выпустив в том же 2016 году полнометражный мультфильм-приквел «Станция "Сеул"» (собственно, анимацией до «Поезда...» Ён и занимался), ну а теперь увидел свет и «Полуостров» — заключительная часть зомби-трилогии. Прямым сиквелом новый фильм не является (все три части франшизы вообще не связаны общими героями), да и поезда тут никакого уже нет, равно как и Пусана — дело прошлое. Не осталось на экране и той Кореи, которую мы привыкли видеть в современных фильмах (и не только в местных, но и, к примеру, в вышедшей недавно симпатичной французской трагикомедии «#яздесь») — городов из стекла и бетона, мира высоких технологий. Вместо всего этого — старательно (но не всегда убедительно) нарисованная на компьютере постапокалиптика, причем на здешних руинах и сюжеты разворачиваются соответствующие: в духе дилогии Джона Карпентера «Побег из Нью-Йорка»/«Побег из Лос-Анджелеса» и франшизы Джорджа Миллера «Безумный Макс».

Игра в чистый жанр — пожалуй, главная отличительная (и выигрышная) черта «Полуострова»: Ён наконец-то перестал кланяться Ромеро с его заряженной социалкой зомби-классикой и переключился на лихие образцы постапокалиптики от не менее почитаемых Карпентера и Миллера. Если в «Поезде в Пусан» метафора классового расслоения в корейском обществе была еще более или менее удобоваримой (и к тому же перекликалась с антиутопией «Сквозь снег» — тоже про поезд и тоже от корейского режиссера), то от тоски, которую вызывала густая, концентрированная чернуха в «Станции "Сеул"», хотелось лезть на стенку. В «Полуострове» — тьма постапокалиптического веселья: большую часть хронометража это честное кино категории «Б» (в почти идеальной готовности для попадания в топы guilty pleasures), и лишь в до безобразия слезливой концовке у Ён Сан-хо сбилось дыхание. В остальном же сиквел «Поезда в Пусан» похож на праздник: здесь одичавшее военное подразделение устраивает бои между отловленными на улицах выжившими одиночками (их называют «бродячими псами») и зомби; две бойкие девчонки (одна за рулем внедорожника, другая — с радиоуправляемой машинкой) лихо прорываются сквозь толпу нежити, закладывая виражи на бешеной скорости; главного героя запросто можно представить себе в боевике, снятом в стиле лучших лент Джона Ву.

Да, все это снято далеко не всегда идеально и прорисовано порой не слишком качественно, однако «Полуостров» наэлектризован той неподдельной авторской искренностью, которой так часто не хватает западному жанровому кино. Сиквел «Поезда в Пусан» в этом году должен был попасть на Каннский фестиваль, но и киносмотру, и фильму помешал коронавирус (о котором, кстати, не раз доведется вспомнить во время просмотра — со случайными попаданиями в актуальный контекст тут полный порядок). Вряд ли есть смысл гадать, как приняла бы картину каннская публика, — лишь предположим, что столь крутой поворот в сторону чистого жанра вызвал бы неоднозначную реакцию. Зато «Полуостров» — определенно самая зрелищная часть зомби-триптиха Ён Сан-хо, в которой, к тому же, найдется пара-тройка сюрпризов для синефилов со стажем.

Поделиться