Рецензия на фильм «11 сентября»

Снимать художественные фильмы по реальным событиям - непростое, а во многом и рискованное дело. Кто-то, наверняка, скажет, что всё было совсем иначе. Историки будут ворчать о многочисленных несоответствиях и нестыковках. Продюсеры будут настаивать на большей режиссёрской фантазии вопреки реалиям жизни. Зачастую, эпиграф "фильм основан на реальных событиях" почти приговор для прокатной судьбы картины. Обо всём этом знали одиннадцать выдающихся режиссёров из одиннадцати стран мира, приступая к съёмкам киноальманаха, посвящённого реальному событию. И дело тут совсем не в пресловутой со-бытийности происходящего; всё дело в событие коему посвящён фильм. Без ложного пафоса можно заявить - после 11 сентября 2001 года мир стал другим. Теперь это не просто печальный, но от того не менее яркий, след в истории XXI века; теперь это веха в истории кинематографа.

Короткометражное кино - особый жанр. Здесь нет места сладкой патоке бесконечных ракурсов и бессмысленных диалогов. Каждый кадр, слово, взгляд призваны служить сверх-идее работы. Любая, даже самая мелкая оплошность, видна здесь как на ладони. Временные рамки заставляют глубже подходить к проблематике, вникать в суть нарождающегося замысла. 11 минут 9 секунд и 1 кадр - ровно столько было отведено каждому из авторов, каждый использовал полученный карт-бланш по-своему. Перед зрителем проходят совершенно разные работы, объединённые самым главным - оригинальным подходом и высокохудожественным исполнением.

Посмотрите на фамилии режиссёров. Их имена украсили бы любой конкурс самых престижных кинофестивалей мира. Продюсерам удалось собрать не только умудрённых жизнью и опытом работы в кино Имамуру, Лелуша, Гитая, но и молодых, подающих надежды Инарриту, Тановича, Махмальбаф; нашлось место и для индийской киножемчужины Наир; нестареющего душой социалиста Лоуча; экзотичных для Европы Шахина и Уедраого; стойкого и (почти!) бескомпромиссного Пенна. Dream Team объединяющий Восток и Запад, талант и мастерство, стремление показать себя и уверенность в собственных силах.

Интернациональность состава позволяет взглянуть на случившееся с нескольких сторон. Здесь и проблема афганских беженцев в Иране после воздушных атак США (Самира Махмальбаф), и "ежедневный терроризм" глазами израильтянина Амоса Гитая, и реальная история мусульманина, бросившегося спасать заваленных обломками людей у Торгового Центра, но по ошибке обвинённого властью в пособничестве террористам от Миры Наир, и попытки подростков из Буркина-Фасо поймать Бен Ладена (Идрисса Уедраого). Примечательно, что никто из режиссёров в открытую не становится на сторону потерпевших. Даже Пенн пропускает трагедию национального масштаба через судьбу одинокого пожилого человека лишь аллегорически проводя параллели между своим героем и страной. Более того, Кен Лоуч, Юсуф Шахин, Сёхэй Имамура напрямую упрекают американцев в произошедшем, и видят в трагедии 11 сентября акт возмездия. Англичанин использует документальный материал, посвящённый государственному перевороту в Чили, когда всенародно избранный президент Сальвадор Альенде был свергнут при прямой поддержке ЦРУ, спонсировавшему неофашистские организации и приведшему к власти кровавого диктатора Пиночета. Только по предварительным подсчётам тогда погибло 30 тысяч чилийцев. По злому року Сальвадор Альенде был убит 11 сентября 1973 года. Египтянин напоминает сколько стран в XX веке стали объектом агрессии Соединенных Штатов - Вьетнам, Сальвадор, Ирак, Япония (Хиросима и Нагасаки). Японец показывает притчевую историю о солдате, вернувшимся с войны и ставшим змеёй. Змеёй не физически, но по сути. Он ворует куриц, кусает людей, не разговаривает, и передвигается только ползком. Он ветеран войны и ни у кого в деревне не повернётся язык обвинить Юкиси в сумасшествии. Предвидя "праведный гнев" США Имамура предупреждает - священных войн не бывает. Дальше всех идёт Алехандро Гонсалес Инарриту: на протяжении одиннадцати минут темнота экрана изредка прерывается вспышками изображения - люди выпрыгивают из окон небоскрёбов. Мексиканец принципиально отказывается от любого моралите, концентрируясь на экзистенциальной составляющей трагедии.

История кино знает не мало примеров совместного со-творчества великих режиссёров. Но, пожалуй, впервые причиной такого сближения послужила реальность, требующая художественного осмысления. Киноальманах "11 сентября" до корня разрушает один из главных постулатов кинематографа как такового. Балансируя на грани документальной точности и художественного выражения все короткометражные работы безвозвратно выхолащивают из границ изображения условность происходящего. Субъектом кинематографического восприятия становимся все мы, смотревшие 11 сентября 2001 года экстренные выпуски новостей.

Такой кинематограф нужен, зачастую необходим. Дабы спустя годы, по истечению "срока годности" художественной составляющей проекта, в силу вступила рефлексивная функция каждой самодостаточной новеллы.

Поделиться