Рецензия на фильм «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости»

В российский прокат выходит «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» – масштабный кроссовер двух самых популярных супергероев, чья неприязнь друг к другу едва не вышла боком всей планете.

В российский прокат выходит «Бэтмен против Супермена: На заре справедливости» – масштабный кроссовер двух самых популярных супергероев, чья неприязнь друг к другу едва не вышла боком всей планете.


Спустя два года после битвы с генералом Зодом (после которой пол-Метрополиса до сих пор лежит в руинах) Супермен (Генри Кавилл) обрел статус живого мессии и начал творить добро по всему земному шару, не забывая под именем Кларка Кента трудиться в газете «Дейли Плэнет». Если в качестве супергероя ему приходится справляться, прежде всего, с последствиями стихийных бедствий, то как журналист он борется с самоуправством Бэтмена/Брюса Уэйна (Бен Аффлек), который присвоил функции полиции в соседнем Готэме. Тот также имеет зуб на Супермена – как и многие, он считает, что богам не место среди людей. На этих противоречиях строит свой коварный план Лекс Лютор (Джесси Айзенберг), бессердечный злодей под маской бизнесмена и филантропа, сбрендивший на почве алармистских настроений. 

Пока все остальные ищут, с каким бы еще жанром скрестить комикс – банальные фильмы-катастрофы приелись, в дело идут уже политический триллер («Первый мститель: Другая война»), фильм об ограблении («Человек-муравей») и скабрезная комедия с ультранасилием («Дэдпул») – Зак Снайдер возвращается к истокам мифа. Супермен – самый первый супергерой, и его божественная сущность очевиднее, чем у кого-либо из последователей. Христианские мотивы можно было разглядеть еще в «Человеке из стали», первой части снайдеровского перезапуска франшизы, но здесь они просто бьют в глаза – режиссер без тени стеснения рассказывает историю современного Спасителя, явившегося нести добро и отвергнутого людьми. Для тех, кто не понял сразу, в фильме играют григорианские хоралы и мелькают кресты. 

Как показывает практика, религиозные притчи могут ужиться с мощным экшном и картинами всеобщего разрушения, но им совершенно противопоказан юмор. Уже два мегаполиса, Метрополис и Готэм, летят к чертям, люди в разноцветных костюмах пытаются приструнить гигантского тролля, как будто сбежавшего из «Властелина колец» – но ни тени иронии, «Бэтмен против Супермена» неистово серьезен на протяжении своих двух с половиной часов. Полноценных шуток за весь фильм от силы три, все отданы на откуп дворецкому Альфреду (Джереми Айронс) и крутятся вокруг одной темы – почему Брюс Уэйн живет бирюком. Джесси Айзенберг в роли Лекса Лютора забавно кривляется, хотя и пережимает страшно, но смешнее всех все-таки Бен Аффлек, когда изображает многозначительность. 

Больнее прочего по фильму бьет, конечно, консервативность прочтения всем знакомых героев. На фоне кинокомиксов Marvel, где даже не очень популярные персонажи получили актуальную перезагрузку, первые фильмы киновселенной DC пока кажутся несколько устаревшими. «Бэтмен…» не блещет оригинальностью ни в одной из линий, хотя и задуман неплохо. Помимо взаимных счетов, каждый супергерой переживает свой личностный кризис: Супермен картинно страдает из-за того, что не может спасти каждого, попавшего в беду (британец Кавилл играет плохо, но берет античной красотой); Брюс Уэйн тяготится своей темной сущностью – его даже мучают кошмары, будто из могилы родителей на него выпрыгивает гигантская летучая мышь. 

Однако потенциал истории не раскрывается в полной мере – то ли фирменный визуальный стиль Снайдера задавил нарратив, то ли двум супергероям просто тесно в одном фильме. При всем этом, «Бэтмен против Супермена» – в общем, нескучное и порой даже интригующее кино, которое для разнообразия может посмотреть каждый, но по-настоящему оценить способен лишь преданный фанат комиксов. Ведь любовно воспроизведенные мизансцены и точно переданная атмосфера ему, наверное, будут важнее стройности повествования и смелости трактовок.

Поделиться