Рецензия на фильм «Преданный садовник»

Нередко можно слышать разговоры о непростой актёрской доле, мол, сегодня ты на коне, а завтра никто и руки не подаст. Так-то оно так, но режиссёрская судьба - куда более тяжкий удел. В случае удачи лавры пожинают все участники съемочного процесса, провал же может поставить крест на судьбе отдельно взятого индивида, решившего подирижировать желаниями продюсеров и ожиданиями зрителей. После впечатляющего «Города Бога» бразилец Фернанду Мейреллиш должен взвешивать каждый шаг. Тем более, когда в графе «ставки» значатся: экранизация романа Джона Ле Карре, бюджет в 55 миллионов долларов, Райф Файнс и Рейчел Уэйз в главных ролях, а прогнозируемый фестивальный успех заранее обрекает режиссёра на вдумчивую и серьёзную постановку. Задачка не из простых, тем и интересна.

«Преданный садовник» представляет собой сложную многоходовку, где детективная линия - лишь одна из составляющих богатой сюжетной мозаики. В отдаленном районе Северной Кении найден труп жены британского дипломата Джастина Куэла. В Африке супруги занимались гуманитарной помощью беднейшим слоям населения. Несмотря на свой тихий и спокойный нрав, Джастин решает разобраться в причинах убийства Тэсс. Начиная собственное расследование (статус дипломата открывает перед Куэлом многие двери) с целью найти и наказать убийц, Джастин погружается в жестокий мир политического закулисья, где человеческие жизни - пешки на шахматном поле высокопоставленных кукловодов. Осознавая угрозу физической расправы, дипломат решает во чтобы то ни стало найти ответы на все свои вопросы. В конце концов, только это и имеет смысл. Всё остальное было безвозвратно потеряно после гибели Тэсс.

Пересказ краткого содержания зачастую говорит больше, чем последующий анализ и разбор. Сюжеты многих фильмов можно вместить в одно предложение, что наглядно свидетельствует о глубине и значимости происходящего на экране. Перипетиям «Преданного садовника» можно смело посвятить не один абзац. И дело тут не столько в количестве сценарных ответвлений, сколько в умении режиссёра с ними работать. Они не усложняют повествование, а, напротив, создают цельный и объёмный мир внутри которого существуют герои Мейреллиша. Нечто подобное мы уже видели в «Городе Бога», но здесь режиссёр обращается к куда более сложным проблемам, нежели бандитские разборки молодёжных группировок. В этом смысле, «Преданный садовник» - взрослое кино, где речь идёт о реальных проблемах современной западной цивилизации.

Подстать сюжету и актёрские работы. Файнс и Уэйз создают яркие, запоминающиеся образы. Но если британец никогда не давал повода усомниться в собственном потенциале, то Рейчел Уэйз, чьё имя навевает воспоминания о блокбастерах типа «Мумия» или «Константин», открывает себя зрителю с новой стороны. Актёрский дуэт Файнс-Уэйз можно рассматривать вне контекста всей картины, отдавая должное самоотдаче исполнителей. Да и могло ли быть иначе? Прекрасный сценарий и молодой, но требовательный режиссёр не оставляли другого выбора кроме как отработать каждую сцену на пределе собственных сил.

После просмотра «Преданного садовника» все опасения о судьбе Мейреллиша видятся крайне надуманными. Экзамен на прочность он сдал без единой помарки. С этим можно поздравить не только режиссёра, но и всех зрителей. Ведь появился ещё один режиссёр, чьи новые картины мы будем ждать с особым интересом.

Поделиться