ШЕДЕВРЫ КАТЕГОРИИ «B»: 5 главных фильмов Альберта Пьюна

ШЕДЕВРЫ КАТЕГОРИИ «B»: 5 главных фильмов Альберта Пьюна
В минувшую субботу скончался Альберт Пьюн — режиссер, на счету которого немало культовых сай-фай-экшенов 1980-х и 1990-х: от «Киборга» до «Немезиды». В специальной подборке Дмитрий Соколов вспоминает знаковые работы постановщика.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Чтобы победить своих врагов, король Кромвелль (Ричард Линч) пробуждает от тысячелетнего сна могущественного волшебника Хузию (Чарльз Молл) и с его помощью побеждает войска соседнего королевства Эдан. Но принц Талон, наследник погибшего в битве правителя Эдана, выживает, сбежав от солдат Кромвелля. Через много лет повзрослевший Талон (Ли Хорсли), ставший опытным воином, возвращается, чтобы отомстить за смерть отца и вернуть королевству Эдан свободу.

Вышедший сразу вслед за «Конаном-варваром» дебютный фильм Альберта Пьюна, несмотря на крошечный бюджет, отнюдь не выглядит дешевой имитацией голливудского эпика. Во-первых, в сценарии сделан упор на политические интриги, а не на личность главного героя. Во-вторых, в «Мече и колдуне» иная эстетика: мрачные подземелья и оживший мертвец-колдун в качестве антагониста превращали фильм скорее в фэнтезийный хоррор с элементами экшена, чем в эпос о жизни бесстрашного воина. Надо сказать, что зрители по достоинству оценили стиль Пьюна: «Меч и колдун» не только стал культовым, но и собрал внушительную кассу.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В постапокалиптическом будущем над человеческой цивилизацией нависла угроза полного исчезновения из-за новой формы чумы, известной как «живая смерть». Наемник Гибсон Рикенбэйкер (Жан-Клод Ван Дамм) берется провести женщину-киборга (Дэйл Хаддон) с важной информацией о лекарстве через мертвые земли в Атланту, где небольшая группа ученых работает над вакциной от «живой смерти». Но путешествие будет нелегким: по пятам за Гибсоном и его спутницей следуют бандиты во главе с безжалостным Фендером Тремоло (Винсент Клин).

Пьюн изначально замышлял «Киборга» в виде черно-белой рок-оперы на фоне декораций постапокалипсиса. Правда, в итоге единственным напоминанием о первоначальном замысле остались имена главных героев: все они связаны с производителями музыкальных инструментов и аппаратуры. Но фильм даже в переработанном виде оказался впечатляющим, и неудивительно, что в свое время он был хитом видеосалонов. Пьюн напичкал кадры большим количеством интересных и приятных взгляду киномана мелочей, единство которых создает незабываемый стилистический фон для всей истории. А еще здесь есть хорошо поставленные боевые сцены, психоделические костюмы и действительно возвышенные моменты — любой, кто смотрел «Киборга», вряд ли сможет забыть эпизод с Гибсоном на кресте: у какого-нибудь Фреда Олена Рэя такая сцена смотрелась бы богохульством и дешевой драматизацией, а у Пьюна она в самом деле пробирает до костей. Фильм, что интересно, породил франшизу — причем в сиквеле снималась совсем еще молодая Анджелина Джоли.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Брик Бардо (Тим Томерсон), полицейский с планеты Артурос, преследуя своего злейшего врага Спрэга оказывается на Земле — их звездолеты совершают посадку в Бронксе. Брик полон решимости отыскать Спрэга, скрывшегося где-то в районе с помощью местной банды. Но есть один нюанс: на нашей планете и Бардо, и его противник — размером не больше игрушечных солдатиков.

Крошечный межгалактический коп с мощнейшим «бластером Крюгера» (да!) в руках — образ, подходящий скорее для сай-фай-комедии (вроде какого-нибудь «Коммандо из пригорода»), но Пьюн умудрился снять эту историю как предельно динамичный боевик с яркими персонажами. Дело тут не только в твердой продюсерской руке Чарльза Бэнда (позже он скрестил «Кукольного человека» с франшизой «Демонические игрушки»), но и в несомненном режиссерском таланте. Пьюн максимально эффектно обыгрывает заданный в сюжете концепт, заставляя Брика сражаться с оравой хулиганов (их главаря, кстати, играет Джеки Эрл Хейли), а в перерывах изрекать хлесткие уанлайны. Добавьте сюда виртуозный (особенно для малобюджетки) монтаж, умело соединяющий «разноразмерных» противников, и получите один из самых необычных боевиков 1990-х.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В мире недалекого будущего, где киберимпланты стали обыденностью, Алекс Рейн (Оливье Грюнер) — полицейский, ставший наемником — получает задание отправиться в Индонезию, где ему необходимо выследить женщину, готовую с помощью компромата сорвать намечающийся саммит Японии и США. Прибыв на место, Алекс обнаруживает, что все куда сложнее, и попадает в хитросплетение глобального заговора киборгов против человечества.

В этом динамичном киберпанк-экшене Пьюн предвосхитил множество тем, позже всплывших в более известных фильмах вроде «Джонни Мнемоника» или «Матрицы» — от размытости границ между людьми и машинами до цифровизации человеческого сознания. Кроме того, режиссер смог удачно задействовать в фильме сразу нескольких культовых актеров (от Кэри-Хироюки Тагавы до Брайона Джеймса). Правда, излишне запутанный конспирологический сюжет порой смазывает впечатление, но зато все экшен-сцены поставлены с невероятным драйвом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Член криминального синдиката Мун (Айс-Ти) собирает в специально построенной тюрьме 100 человек, каждый из которых когда-то перешел дорогу его организации. Выдав пленникам оружие, Мун озвучивает правила игры: запертым в тюрьме людям предстоит в течение шести часов сражаться не на жизнь, а на смерть — победителей ждет приз в $10 миллионов.

Едва ли не самый мейнстримный фильм Пьюна, «Крутые стволы» обыгрывали тему «игр на выживание» — и сценарий неплохо кобминировал экшен-сцены с интригой, выстроенной вокруг главной героини (Дебора Ван Ванкелберг) и двух киллеров (Кристофер Ламберт и Майкл Хэлси), объединивших с нею усилия, чтобы победить в садистском состязании. Разумеется, не обошлось без финального твиста, но до него Пьюн — с характерной для него изобретательностью — припас немало эффектных перестрелок и драк.

Поделиться