Топ 11 фильмов про Великую Отечественную войну

Топ 11 фильмов про Великую Отечественную войну
В честь Дня Победы Киномания вспоминает лучшие советские фильмы о страшных событиях 1941-1945 годов. Вас ждет список из 11 кинолент.

В честь 9 мая мы решили собрать вместе лучшие советские фильмы о Великой отечественной войне. Страшные события 1941-1945 годов оставили глубокий след как в истории, так и в кино. Безусловно, ужас и трагедию, которые пережили миллионы людей, невозможно в полной мере передать на экране. Мы составили подборку фильмов, в которых война показана с разных сторон: страдания, чувства, подвиги, любовь и надежда. Каждый фильм — отдельный шедевр, с которым следует ознакомиться каждому неравнодушному к кино человеку. С Днем Победы!

Ред. Михаил Калатозов

«Летят журавли» — во всех смыслах этапное произведение в истории отечественного кино. Первые кадры пробега по утренней Москве молодых и счастливых Алексея Баталова и Татьяны Самойловой, снятые великим оператором-новатором Сергеем Урусевским, ознаменовали собой приход новой эпохи — «оттепели» с совершенно новыми героями, новым взглядом на войну, любовь и жизнь. Кроме того, шедевр Михаила Калатозова стал открытием не только художественным: «Летят журавли» получил «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах (что ни один отечественный фильм до сих не повторил) и тем самым открыл миру новое советское искусство: свободное и полное надежд.

Реж. Григорий Чухрай

История юного героя войны Леши Скворцова, отправившегося в отпуск на неделю, чтобы повидать свою маму, представляет собой уникальное в своем роде роуд-муви. Добродушный герой по пути домой, где он пробудет считанные минуты, становится свидетелем, казалось бы, незначительных событий, которые, однако, передают уникальное переживание войны. Маленькие подвиги совершаются каждый день, незаметно, вдали от фронта, пуль и танков. Вместе с Скорцовым каждый персонаж шедевра Чухрая дышит жизнью и желанием быть счастливым — именно это щемящее чувство радости встречи, узнавания, любви, по мнению автора, и стало залогом великой победы.

Реж. Андрей Тарковский

В центре событий первой полнометражной работы Андрея Тарковского — внутренний конфликт ребенка на войне. 12-летний Иван, лишившийся детства, действует и ведет себя как взрослый. Война в «Ивановом детстве» показана противоестественным событием, нарушающим психику юного героя, заставляющая его чувствовать гнев, ненависть к врагу. Во снах, гениально снятых оператором Вадимом Юсовым, Иван все еще видит утраченное время, когда он беззаботно играл и был счастливым. Тарковский наделяет эти грезы огромной ценностью и поэтической силой, погружая тем самым зрителя в пучину психологических метаний маленького героя. Но это погружение не состоялось бы вполне, без какой-то иррациональной, не поддающейся объяснению игре молодого Николая Бурляева.

Реж. Лариса Шепитько

Последний фильм великой Ларисы Шепитько «Восхождение» основан на классической повести Василя Быкова «Сотников». Однако первоисточник практически меркнет перед ужасом и драмой, которыми наполнила постановщица его события на экране. Психологический конфликт между двумя партизанами, попавшими в плен, приобретает в «Восхождение» открыто религиозный мотив Голгофы. Разрушение личности на войне, духовные метания, снятые черно-белой камерой, показаны Шепитько с таким эмоциональным и по-настоящему пугающим накалом, который сможет превзойти только ее муж Элем Климов в «Иди и смотри».

Реж. Борис Барнет

В годы Великой Отечественной войны режиссер Борис Барнет снимал новеллы для «Боевых киносборников», а в 1947-м выстрелил формально героико-патриотическим, но на деле — абсолютно жанровым полным метром «Подвиг разведчика». Роль советского разведчика Алексея Федотова, действующего в оккупированной Виннице под именем Генриха Эккерта (прототипом героя стал Николай Кузнецов), стала едва ли не самой яркой в карьере Павла Кадочникова, пароль «У вас продается славянский шкаф?» ушел в народ, а сам фильм был по праву признан классикой военно-приключенческого жанра.

Реж. Алексей Герман

Первый самостоятельный фильм Алексея Германа, изначально представленный под названием «Операция „С Новым годом!“» был тут же положен на полку (и даже списан в убытки «Ленфильма»): в Госкино разглядели в картине «дегероизацию партизанского движения». Время расставило все по своим местам: имена чиновников, запретивших фильм, канули в лету, а «Проверка на дорогах» вышла на экраны после перестройки и пополнила недлинный список выдающихся фильмов о Великой Отечественной. 

«Эта картина — дань нашей любви к людям, о которых мы взялись рассказать, наша признательность их подвигу, наш им памятник. Это наша любовь к России, наша вера и понимание того, что страну эту завоевать нельзя; какие бы орды на нее ни обрушились, все равно не им быть хозяевами этой земли», — говорил Герман в интервью киноведу Александру Липкову.

Реж. Элем Климов

Драма Элема Климова о пережившем зверства нацистских карателей белорусском подростке Флёре (Алексей Кравченко) — пожалуй, самый страшный фильм не только о событиях Великой Отечественной войны, но и войне вообще. Работа над картиной (и битва за нее с цензорами) продолжалась восемь лет. За это время Климов досконально изучил огромное количество хроники и воспоминаний участников событий — результатом стала история, способная шокировать неподготовленного зрителя демонстрацией ужасов войны. При этом Климов, по его собственному признанию, показал далеко не все, что мог бы: 

«Фильм получился сдержанный... Там можно было такого наворотить... Но это точно уже никто не стал бы смотреть».

Реж. Сергей Бондарчук

Фильм основан на книге нобелевского лауреата Михаила Шолохова. Действие происходит в июле 1942 года. Чтобы укрепить Сталинград и держать судьбоносный бой, который перевернет ход всей Великой Отечественной Войны, Советская Армия возвращается на Родину. Их путь лежит через реку Дон. Немецкие войска идут за ними по пятам, лишая возможности сохранить необходимые для предстоящей битвы силы. Остатки пехотного полка решаются удерживать плацдарм реки, чтобы дать союзникам необходимое время отступить. Картина Сергея Бондарчука показывает нам войну как она есть. Это чувствуется не только в батальных сценах, но и во время затишья, когда солдаты показаны не как воины, а как простые живые люди со своими страхами, тревогами, взглядами на жизнь, и мечтами. Роль в «Они сражались за родину» стала последней в жизни Василия Шукшина — он умер во время съемок. Этот эмоциональный и физический надрыв, который ощущал актер в последние дни своей жизни передался его герою Петру Лопахину.

Реж. Станислав Ростоцкий

Великая Отечественная Война. Васков (Андрей Мартынов), руководитель подразделения противовоздушной обороны, пишет рапорт о пьянстве и распутстве своих подчиненных. Командование обещает, что новобранцы не будут заинтересованы ни в выпивке, ни во внимании слабого пола. Васкову высылают новый отряд, состоящий из молодых девушек. С новыми подопечными ему предстоит вступить в бой с врагом. Экранизация знаменитой повести Бориса Васильева отличается от романа, режиссер Станислав Ростоцкий намерено хотел показать иной взгляд на войну — женский. Отсюда возник довольно откровенный и скандальный для своего времени эпизод мытья в бане. «...А зори здесь тихие» как и многие лучшие русские и зарубежные фильмы про ВОВ в конце концов рассказывают о том, какую ценность имеют простые человеческие чувства на фронте.

Реж. Александр Столпер

Фильм охватывает события практически всей Великой Отечественной Войны и рассказывают о судьбе корреспондента военной газеты Ивана Синцова. Война только началась, когда Синцов возвращается в свою часть, в Белоруссии. Но советские войска терпят большие потери, и вынуждены отступать...

Для своего времени «Живые и мертвые» были жесткой и реалистичной картиной, где нет места ни военной романтике, ни напыщенному патриотизму. Режиссер Александр Столпер намерено отказался от музыкального сопровождения. Единственный звук в фильме — это звук войны. Именно его слышит зритель, даже в перерывах между битвами. Здесь нет ни главных, ни второстепенных персонажей. Каждый играет свою роль. И каждого объединяет друг с другом одно страшное событие и одна навсегда сломанная судьба.

Реж. Сергей Бондарчук

Главный герой, Андрей Соколов, оставляет семью и уходит на войну. Своих родных он больше никогда не увидит. Соколову достается тяжелый жребий. Раненый уже в самом начале войны, он чудом избегает смерти в концлагере. Сбежав с фронта, он узнает, что жена и дочь погибли во время бомбежки. А в последний день войны теряет и сына, ставшего офицером. Но две человеческие судьбы находят друг друга. Андрей встречает мальчика Ваню, ставшего сиротой.

Пронзительный шедевр Сергея Бондарчука, в котором за подвигами и страданиями целого народа чувствуется светлая вера в человечество и возможность начать все сначала, с чистого листа. Финальный эпизод между Андреем и Ваней — пожалуй, одна из лучших актерских работ во всем советском кино.

Поделиться