Сегодня, 22 ноября, исполняется 73 года Терри Гиллиаму. В честь знаменательного события мы решили вспомнить о проектах Гиллиама, которые так и не были воплощены на экране. Истории неудач этого режиссёра, как известно, подчас не менее интересны, чем его фильмы.
кадр из фильма
За постановку киноверсии этапного графического романа Алана Мура Гиллиаму предложили взяться сразу после окончания катастрофической эпопеи с «Мюнхгаузеном» — фильм о бароне из сказок Распе стал самым известным случаем гиллиамовского «неповиновения», последствия которого аукаются режиссёру и по сей день. Так или иначе, но дело, как обычно у Гиллиама, не пошло дальше сценария: на пути у «Хранителей» встал продюсер Джоэл Сильвер. Неизвестно, кстати, как на все эти новости отреагировал сам Алан Мур — Гиллиам в своём черновом сценарии по «Хранителям» довольно радикально обошёлся с первоисточником, в частности, переписав концовку. При этом режиссёр в нескольких интервью, посвящённых проекту, упомянул о своей симпатии к комиксовому жанру (чуть позже ему, кстати, предлагали снять киноверсию «Электры»). Владельцы прав на экранизацию романа, однако, вновь обратились к Гиллиаму в 1996-м. Тот, судя по всему, отпугнул их главным образом рассуждениями об ориентировочном хронометраже ленты (который достиг бы, по оценкам режиссёра, трёх с половиной часов); даже компромиссное предложение о съёмке пятичасового мини-сериала успеха не возымело. Тринадцатью годами позже Заку Снайдеру удалось уложиться в два с половиной.
кадр из фильма
Один из наиболее выстраданных нереализованных проектов режиссёра родился в первой половине 1990-х — Гиллиам, почти случайно натолкнувшись на сценарий Ричарда ЛяГравенеса «Король-рыбак», не только поставил по нему одну из самых прибыльных своих лент, но и решил продолжить сотрудничество со сценаристом (который позже стал ещё и режиссёром). Впрочем, идея сценария о неудачнике-полицейском из Нью-Йорка, который сбегает из недружелюбной реальности в мир собственных фантазий, судя по всему, родился у Гиллиама ещё чуть ли не во времена «Бандитов времени». Крепкая (если верить самому Гиллиаму) задумка мрачноватого фильма (который по стилистике, надо полагать, напоминал бы «12 обезьян», помноженных на «Страну приливов») немедленно попала в производственный ад, в одном из котлов которого у Гиллиама давно уже постоянная прописка. На студии Paramount сменился босс, и в уже запущенный было (с участием Дэнни ДеВито и Ника Нолти) проект пришлось вносить малоприятные изменения, пока изрядно потускневший сценарий, наконец, не разонравился и самим авторам. После ещё одного коммерческого успеха — уже упомянутых «Обезьян» — проект родился снова, чтобы вновь угаснуть из-за несовпадений с графиком потенциального главного героя — Николаса Кейджа. Вскоре после окончания работы над «Страхом и ненавистью в Лас-Вегасе» режиссёр признался, что, пожалуй, оставит попытки поставить «фильм, который мог бы стать его "Фанни и Александром"», поскольку уже успел слишком много раз «поставить его у себя в голове».
кадр из фильма
Слухи относительно того, какую именно главу поттерианы предлагали экранизировать Гиллиаму, разнятся. В одном из интервью режиссёр успел высказаться самым нелестным образом по поводу первых двух фильмов франшизы, поставленных Крисом Коламбусом, в связи с чем зашла речь о переговорах, имевших место по поводу «Философского камня». Тем не менее, судя по всему, представители Warner Bros. организовали встречу с постановщикам на перепутье после «Узника Азкабана» Альфонсо Куарона. «У Куарона здорово получилось, ну и я смог бы не хуже», — позже говорил Гиллиам на этот счёт, также, впрочем, добавляя, что даже разозлился на себя за мысль о возможности постановки такого масштаба. Репутация режиссёра, не следящего за бюджетом и не прислушивающегося к мнению боссов, сложилась у Гиллиама после скандальных «Бразилии» и «Приключений барона Мюнхгаузена». И даже в середине 2000-х она перевесила мнение Джоан Роулинг, которая самолично и выдвинула кандидатуру Гиллиама.