В четверг 30 января представитель Фэйтфулл сообщил: «С глубокой печалью мы сообщаем о смерти певицы, автора песен и актрисы Марианны Фэйтфулл. Марианна мирно скончалась сегодня в Лондоне в окружении любящей семьи. Её будет очень не хватать».
Фэйтфулл родилась в 1946 году в Лондоне. По материнской линии она происходила из австрийской знати (её прапрадед Леопольд фон Захер-Мазох написал нашумевший эротический роман «Венера в мехах», положивший начало такому понятию, как мазохизм), а её отцом был британский шпион-эрудит. Но после развода родителей Фэйтфулл росла в относительно скромном окружении в Рединге.
Уехав в подростковом возрасте в Лондон, она познакомилась с менеджером Rolling Stones Эндрю Лугом Олдхэмом, который попросил Мика Джаггера и Кита Ричардса написать её дебютный сингл 1964 года «As Tears Go By», попавший в британский Топ-10. В 1965 году у нее было еще три сингла, попавших в Топ-10, и все они также достигли Топ-40 в США. Олдхэм написал в своих мемуарах «Stoned»: «В тот момент, как я увидел её, понял, что меня ждёт следующее приключение. В другом веке к ней надо было пускаться в плавание по морям – а в 1964 году её надо было записывать в студии». Но больше распространена другая фраза, которой он описал своё знакомство с Фэйтфулл: ««Я увидел ангела – ангела с огромными сиськами».
В это же время Фэйтфулл начала актёрскую карьеру. Она сыграла в спектаклях «Три сестры» Чехова, вместе с Глендой Джексон, и «Гамлет», исполнив роль Офелии с Анжеликой Хьюстон в качестве дублерши.
На экране она снималась вместе с Орсоном Уэллсом, Оливером Ридом (в разнузданной для своего времени комедии «Я никогда не забуду этого, как там его») и Анной Кариной, а также сыграла саму себя в фильме Жан-Люка Годара «Сделано в США» 1966 года. Cовместный фильм с Аленом Делоном «Девушка на мотоцикле», где Фэйтфулл появилась в черном кожаном костюме и в обнаженном виде, вызвал фурор в Европе и получил рейтинг X. А фото того же периода с Фэйтфулл, Делоном и дующимся Джаггером до сих пор всплывает в сети уже в виде мема.
В 2002 году в мемуарах Олдхэма «Stoned» британский писатель и журналист Ник Кон назвал Фэйтфулл «идеальным лицом. Она выглядела невероятно девственной, невероятно сексуальной, и у нее была самая странная грустная улыбка, которую вы когда-либо видели. Когда она пела, она вздыхала, опуская веки в позах бесконечно похотливой чистоты». Лучше всего образ Фэйтфулл передан на фотографии 1964 года, сделанной в лондонском пабе «Солсбери», где Фэйтфулл распростирается по дивану, привлекая взгляды мужчин и олицетворяя новое поколение.
«Я поглощала газеты в поисках любой информации о крутости и эпатаже, которую могла найти, – писала она в книге «Фэйтфулл», потрясающе откровенных мемуарах 1994 года, написанных в соавторстве с Дэвидом Далтоном. – Статьи о Бриджит Бардо и Жюльет Греко. Она была большой иконой экзистенциализма. Я изо всех сил старалась быть похожей на нее. Я пользовалась белой помадой, но это не работало, если ты была блондинкой. Я была типичным ребенком своего времени – открыта для всего. Я была подростком: любопытным, бунтарским, в поисках запретного».
Однако слава Фэйтфулл как иконы «свингующего Лондона» была вытеснена сканадальностью, которую принесли ей бурные отношения с группой Rolling Stones. В 1965 году она вышла замуж за художника Джона Данбара, у них родился сын Николас, но вскоре она ушла от Данбара к Мику Джаггеру.
Ее часто называли музой группы: выйдя из комы, Фэйтфулл сказала Джаггеру «дикие лошади не могут утащить меня», что стало припевом песни «Wild Horses». Она дала Джаггеру роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», впечатлившись которым, он сочинил песню «Sympathy for the Devil». А её борьба с наркозависимостью вдохновила «Dear Doctor» и «You Can't Always Get What You Want». Она сказала: «Знаю, что они использовали меня как музу для своих жёстких песен о наркотиках. Я знала, что меня использовали, но происходило это ради достойного дела».
Пара стала постоянным гостем колонок сплетен в газетах, а в феврале 1967 года они попали на первые полосы газет: Джаггер и Ричардс были арестованы за хранение наркотиков в поместье последнего в Сассексе Редлендс, а присутствие Фэйтфулл, укутанной в меховой коврик, вызвало язвительное и обильное внимание прессы. «Быть музой – большая честь, но и очень тяжелая работа», –– говорила она.
Тем не менее, она продолжила сотрудничество с Джаггером и Ричардсом над песней «Sister Morphine», которую она описала писателю Крису Нидсу в 2018 году как «мой автопортрет в темном зеркале, мой миниатюрный готический шедевр, мое празднование смерти». К тому времени, когда эта песня появилась на альбоме Stones 1971 года “Sticky Fingers” в аранжировке, повторяющей её собственную, Фэйтфулл рассталась с Джаггером, и её жизнь, отражая пророчество мелодии, пошла по нисходящей. Разрыв отношений с Джаггером, выкидыш его ребёнка (об этом говорится в песне «Memo From Turner», написанной Джаггером для фильма «Представление») и потеря опеки над сыном Николасом (от брака с Данбаром) привели к попытке самоубийства в 1970 году. Глубокая зависимость от героина вылилась в длительный период бездомности на лондонских улицах.
Когда её жизнь усложнилась, ролей в кино стало меньше. Тем не менее она появилась в образе загадочной богини Лилит в 29-минутной короткометражке Кеннета Энгера «
Постепенно Фэйтфулл сумела перевернуть свою жизнь, завершив почти десятилетний период отсутствия музыки альбомом в стиле кантри “Dreamin' My Dreams” в 1976 году. Она закрепила свое возвращение одной из своих самых известных записей, номинированным на Грэмми альбомом 1979 года “Broken English”, на котором она исполняла что-то среднее между синтипопом и постпанком, и пела очень грубым и глубоким голосом.
.
В 1985 году она навсегда завязала с наркотиками и регулярно выпускала музыку до самого конца. С ней сотрудничали Ник Кейв, Дэймон Албарн, Эммилу Харрис, Бек, Джарвис Кокер и Metallica. В 2021 году она перенесла свое юношеское увлечение поэтами-романтиками в «She Walks in Beauty», совместный альбом с Уорреном Эллисом, Кейвом и Брайаном Ино. «В то время как ее старый кавалер сейчас штампует пандемическую дребедень в духе группы Status Quo, Фэйтфулл восстаёт из пепла прошлого, вдыхая яростную, острую магию в древние слова. Она – королева драконов, покоряющая время», – гласила одна из рецензий в британской прессе.
Всего Фэйтфулл выпустила 21 студийный альбом несмотря на то, что в последние годы испытывала серьёзные проблемы со здоровьем. А за несколько недель до конца она произвела переполох, появившись в своём инвалидном кресле в первом ряду на парижском показе мод.
Не забывала Марианна и про актёрские роли: среди них – Бог в двух эпизодах ситкома «Красиво жить не запретишь», дьявол в мюзикле Тома Уэйтса и Уильяма Берроуза «Черный всадник» 2004 года, и императрица Мария-Тереза в фильме Софии Копполы «Мария-Антуанетта». Начиная с 1990-х, Фэйтфулл снималась в основной в независимых проектах и часто в роли рассказчицы, используя свой хрипловатый голос. Среди них фильмы «Когда свиньи полетят» Сары Драйвер (1992), «Шоппинг» (1993, первый фильм Пола У.С. Андерсона, впоследствии ставшего крупным жанровым режиссером, и первая главная роль Джуда Лоу), «Интим» Патриса Шеро (лауреат «Золотого медведя» Берлинале 2001). Главная роль пожилой женщины, вынужденной стать сексработницей, чтобы оплачивать медицинские счета внука в фильме 2007 года «Ирина Палм сделает ЭТО лучше» принесла ей номинацию на премию European Film Awards как лучшей актрисе. А в блокбастере «Дюна» (2021) она озвучила ученицу Бене Гессерит, которую слышит в своих видениях Пол Атрейдес.
Многие из этих ролей носили характер августейших эпизодических выходов, задуманных кинематографистами в надежде воскрешения хотя бы одной искорки того самого духа свингующих шестидесятых – количество носителей которых с уходом Фэйтфулл сократилось.