Будущее кинематографа или разбазаренный талант? «Вторжение младенцев» Хармони Корина

В сети доступен новый амбициозный проект американского индирежиссёра, громко заявившего о себе на стыке веков. KNMN ознакомился с ним и пришёл к неутешительным выводам — если это будущее кино, то подольше бы оно не наступало

Писать традиционную рецензию про новый антифильм кинопровокатора Хармони Корина кажется делом крайне бестолковым. В более молодом возрасте я бы стилизовал её под безумный поток сообщений в чате лайвстрима на Twitch и щедро сдобрил эмодзиками. Примерно то же самое мы видим сбоку экрана в его «Вторжении младенцев» — ползущая вверх лента довольно забавных месседжей на самых разных языках, на русском в том числе. «Он ест арбуз как босс». «Совсем как в девяностых». «The apocalypse got a facelift»i. «И вот так жизнь бьёт тебя».

Корин утверждает, что для съёмок «Вторжения младенцев» использовалось около 100 камер GoPro
Корин утверждает, что для съёмок «Вторжения младенцев» использовалось около 100 камер GoPro

Это далеко не все буквы, появляющиеся в кадре. «Вторжение младенцев» замаскировано под шутер от первого лица, и наш антигерой, Мистер Жёлтый, переговаривается с подельниками и жертвами сообщениями в квадратиках. В какие-то моменты и сами герои игры даются однобитной графикой в стиле тамагочи. Но вообще захватчики одеты в черные балахоны, на них рогатые шлемыi. А их лица скрыты сгенерированными ИИ лицами младенцев — отсюда и название проекта. По сюжету игры вооружённая банда наёмников под названием Duck Mobb врывается в шикарные особняки, исследуя все внутренние люксовые пространства. Исследуемые комнаты усеяны парящими золотыми монетами, на полу светом отмечены точки сохранения. Во всплывающем окошке с подсказками спрашивается, не хотим ли мы приобрести таблетки. Зайдя в шикарный санузел, юзер решит пару минут посидеть на унитазе. Затем попадёт в призматический портал в форме трубы с бесчисленным количеством экранов. Периодически на экране появляется гигантский белый кролик, а женский голос очевидно цифрового происхождения говорит нам отключиться. Есть и окошко с возможностью сообщить об аномалии, под которым выводится число уже отмеченных.

По словам Корина, полная версия «Вторжения младенцев» будет длиться около 80 часов. Её зрители смогут сканировать QR-коды своим телефоном, и смотреть фильм с точки зрения других стрелков и игроков
По словам Корина, полная версия «Вторжения младенцев» будет длиться около 80 часов. Её зрители смогут сканировать QR-коды своим телефоном, и смотреть фильм с точки зрения других стрелков и игроков

Всё это выглядит ультранатуралистично — но творимого насилия мы толком не видим, что для игрушки-стрелялки не совсем обычно. Какие-то трупы жертв, обитавших в особняках, аккуратно сложены во дворе, их головы заботливо укрыты белыми полотенцами с пятнами крови. Те жители, что остались пока в живых, всячески выражают испуг, но их лица тоже замаскированы компьютерной графикой. Над ними поиздеваются, заставив спеть колыбельную или показав ножик. Нет и каких-то разрушений — ни одна богато обставленная гостиная не разнесена в щепки. Чёрт, да даже ни одной лампочки не вывинтили — чувствуется, что демоны с лицами младенцев вторгались в дома хороших друзей и соседей режиссёра. За угрозу и агрессию в большей степени отвечает непрекращающееся жесткое техно, специально написанное для проекта британцем Burial — первопроходец электронного дабстепа не раз признавался в любви к видеоиграм. Брутальная, неумолимая и постоянно меняющаяся долбилка добавляет тревоги каждой минуте просмотра — а всего зрителя ждёт 80 минут. Будут и постановки игры на паузу с соответствующим меню. Будут где-то посередине и титры, гласящие «ЭТО ФИЛЬМ/ЭТО НЕ ФИЛЬМ», «ЭТО ВИДЕОИГРА/ЭТО НЕ ВИДЕОИГРА», «ЭТО РЕАЛЬНОСТЬ/НЕТ БОЛЬШЕ НИКАКОЙ РЕАЛЬНОСТИ».

Как утверждается, известный своей скрытностью Burial передал режиссёру музыку для его фильма посредством PlayStation 5
Как утверждается, известный своей скрытностью Burial передал режиссёру музыку для его фильма посредством PlayStation 5

Хармони Корин написал свой первый киносценарий к культовому фильму «Детки» в 19 лет, а в 23 года дебютировал в режиссуре картиной «Гуммо» — выглядел при этом он лет на 10 моложе своего возраста. Его называли гением такие величины, как Вернер Херцог, Ларс фон Триер, Бернардо Бертолуччи и Гас ван Сент. Сам Корин, в свою очередь, презрительно называл режиссёров-синефилов типа Квентина Тарантино «коллекционерами бейсбольных карточек». При этом он сам досконально знал всю фильмографию Кассаветиса и Годара, и прекрасно отличал Бастера Китона от Дэвида Уорка Гриффита

Собственно, свой режиссёрский дебют Корин назвал в честь самого малоизвестного из братьев Маркс.

 

Пережив несколько трансформаций, завязав с тяжелыми наркотиками и основательно выгорев, в последние годы 52-летний анфан террибль (или же идиот-савант) американского независимого кино пару лет назад вернулся в информационное пространство в своей новой ипостаси. Его расположенная в Майами «творческая лаборатория и арт-коллектив» под названием Edglrd призвана создать ни много ни мало новый вид развлечений. По мнению Корина, кино больше не является доминантной формой искусства, а Голливуд отпугивает юных творческих личностей. Поэтому таланты уходят в другие области — например, в игры и стриминг. И стример IShowSpeedi — это теперь новый Тарковский (здесь просто напрашивается лекция Корина в Московской международной киношколе под нескончаемые аплодисменты слушателей).

После премьеры на Венецианском фестивале «Вторжение младенцев» можно было увидеть на серии иммерсивных показов, сопровождавшихся DJ-сетами
После премьеры на Венецианском фестивале «Вторжение младенцев» можно было увидеть на серии иммерсивных показов, сопровождавшихся DJ-сетами

Пока что Edglrd выпустили два фильма, и оба они были представлены на фестивале в Венеции. С прошлогоднего показа «Агро Дрифта» зрители валили пачками. Полностью снятый с использованием инфракрасной камеры и тепловизора, фильм был вдохновлён творчеством артиста-татуировщика Эда Харди и состоит из повторяющихся сцен, в которых крылатые демоны агрессивно двигают тазом, приставляют мечи к своим членам и произносят реплики вроде «Танцуй, сука. Танцуй, сука. О, да. Танцуйте, сучки». В одной из ролей угадывается по характерным дредам американский рэпер Трэвис Скотт. В формате пятиминутного видеоклипа, играющего фоном на разудалой вечеринке, это могло бы смотреться эффектно. В формате 80-минутного фильма, который нужно отсмотреть на большом экране в один присест, это превращается в изощрённую пытку скукой.

В сентябре 2023 в мультимедийном дизайнерском коллективе Edglrd работало 30 сотрудников, Корин утверждал, что число их будет расти
В сентябре 2023 в мультимедийном дизайнерском коллективе Edglrd работало 30 сотрудников, Корин утверждал, что число их будет расти

Автор этого текста принадлежит к одному поколению с Корином и тоже скептически настроен к современному кинематографу. Но подписаться полностью под его крестовым походом на Голливуд никак не может. И вот почему. Голливуд уже не первый десяток лет с разной степенью успеха пытается совладать с прикончившим его феноменом видеоигр. И мы видели гораздо более удачные фильмы-стрелялки от первого лица (здесь обязательный привет Илье Найшуллеру). Мы видели и большое количество скринлайф-триллеров, всё действие которых происходит на экране десктопа (привет Тимуру Бекмамбетову). Выходить в 2025-м году под огни рампы с такого рода посткинематографом и грозить разрушить все нормы выглядит несколько отсталым шагом. Несмотря на свои нигилистские протесты и манифесты, Корин всё ещё жестко привязан к традиционным форматам. Даже завязка «Вторжения младенцев» с заданным посылом «мочи богатых» могла бы найти отзыв в больших кругах — социальная сатира и борьба классов сейчас популярна как никогда. Возможно, это и обеспечило чуть более восторженный приём фильма среди фестивальной аудитории в Венеции. Не говоря уже о том, что нам уже доводилось видеть ватагу шалопаев в масках, вытворяющих антисоциальные поступки — в его же собственных и незабываемых «Трахальщиках мусора», выпущенных в конце нулевых. Только лоуфайная эстетика видеоплёнки, найденной в гараже, заменена на чёткое изображение игры с высоким FPSi. А жуткие стариковские маски — на ИИ-изображения пухлощёких грудничков.

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

Фильм Корина начинается и заканчивается с рассказа сидящей в VR-шлеме колумбийской разработчицы о революционной игре, которая была украдена румынскими хакерами, попала через дарквеб в общий доступ и превратилась в сущий кошмар. Примерно таким же бородатым анекдотом из пионерлагеря выглядят и крики Корина о том, что кинематографу пора меняться. Посыл самого заявления мы вполне разделяем. Но его надо подкреплять каким-то более весомыми продуктами. «Вторжение младенцев» выглядит пока что наблюдением за тем, как кто-то играет в видеоигру. Популярность этого времяпровождения (крайне сомнительного, на наш взгляд — почему бы вместо наблюдения не поиграть самому?) на данный момент бесспорна. Представитель поколения Икс уверяет, что «Вторжение младенцев» — это лишь первый слой новой эры посткинематографа для зумеров-визионеров, основанного на вайбах и оставившего выразительность далеко позади. Цифровой гипноз, технонаркотик — все эти слова звучат заманчиво (или же нас троллят по-толстому). Будем надеяться, что у Корина получится облечь их в реальные дела. Но пока получается очень слабо — и очень скучно, что самое обидное. Читать (и писать) издевательские в своей традиционности рецензии на него гораздо веселее, поверьте на слово.

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало