Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско

50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско

Знакомство с гоблином


Чтобы адекватно оценить роль Клаудио Симонетти и коллектива Goblin в развитии итальянского хоррора, необходимо понимать исторический контекст, в котором возникла группа. На рубеже 1960-х и 1970-х фильмы ужасов из Италии неплохо продавались за рубежом (хотя не всегда находили мощный отклик внутри страны), а Марио Бава уже заложил основы стиля джалло в фильмах «Девушка, которая слишком много знала» и «Шесть женщин для убийцы». Однако эстетика Бавы касалась прежде всего видеоряда и сюжета, но не музыкальной составляющей. С точки зрения саундтреков эти фильмы не особенно отличались от многих других триллеров, заполонивших экраны итальянских кинотеатров в то время. 


И хотя в 1970-м Дарио Ардженто в своем дебюте «Птица с хрустальным оперением» задал новый стилистический стандарт для джалло, саундтрек к фильму все еще оставался традиционным. Это была работа Эннио Морриконе, оформленная с неизменным мастерством, однако запомнился фильм главным образом благодаря изощренным сценам убийств и густому саспенсу. То же можно сказать и о двух последующих работах Ардженто, в которых звучала музыка Морриконе – «Кошка о девяти хвостах» и «Четыре мухи на сером бархате». А вот дальше наступает переломный момент. 

Дарио Ардженто услышал впервые Goblin в студии, когда они записывались под названием Cherry 5 на лейбле, принадлежавшем издателям Ардженто

Дарио Ардженто услышал впервые Goblin в студии, когда они записывались под названием Cherry 5 на лейбле, принадлежавшем издателям Ардженто

В середине 1970-х Ардженто начинает работу над новым фильмом – детективным хоррором, в котором одним из главных героев будет джазовый музыкант (эта роль достанется англичанину Дэвиду Хеммингсу). Первоначально режиссер нанял для саундтрека пианиста Джорджо Гаслини: он работал композитором для Ардженто на съемках его исторической комедии «Пять дней» с Адриано Челентано. Но вскоре Ардженто разочаровался в предложенных ему композициях, уволил Гаслини и начал искать новое звучание. Он хотел было заполучить для фильма Pink Floyd, но затея провалилась, поэтому Ардженто решил попытать счастья с итальянцами. И здесь его пути пересеклись с Goblin.


На тот момент группа была начинающей прог-рок-командой, костяк которой состоял из Массимо Моранте (гитара), Фабио Пиньятелли (бас-гитара) и Клаудио Симонетти (клавишные)i. Группа уже имела опыт выступлений в клубах, а их демо-записями интересовались крупные игроки (Эдди Оффорд, продюсер легендарных Yes, и вовсе предложил им перебраться в Англию), но за пределами узкого круга ценителей прогрессив-рока итальянцы оставались неизвестны. Cinevox Records, компания, с которой тогда работали Goblin, связала их с Ардженто, а Симонетти записал ему две композиции за одну ночь. Режиссер впечатлился стремительным темпом работы, и сделал выбор: Goblin стали ключевыми авторами музыки для грядущего проекта, который Ардженто назвал «Кроваво-красное»i

Есть мнение, что саундтрек к «Кроваво-красному» звучит очень похоже на переработку вещи Майка Олдфилда “Tubular Bells”, которая вышла двумя годами ранее, в 1973 году. Это наиболее заметно, когда герой Дэвида Хеммингса исследует заброшенную виллу примерно на 1 ч 08 мин

Есть мнение, что саундтрек к «Кроваво-красному» звучит очень похоже на переработку вещи Майка Олдфилда “Tubular Bells”, которая вышла двумя годами ранее, в 1973 году. Это наиболее заметно, когда герой Дэвида Хеммингса исследует заброшенную виллу примерно на 1 ч 08 мин

Фильм вышел в марте 1975-го, моментально стал кассовым хитом в Италии, за рубежом тоже прошел с успехом и вывел джалло на пик популярности. Хорроры с элементами детектива долгие годы будут доминировать в итальянском прокате, их гигантская волна схлынет только к середине 1980-х. Но если успех «Кроваво-красного» был ожидаем (все-таки Ардженто к тому времени был уже маститым режиссером, работавшим в востребованном жанре), то успех саундтрека к фильму стал столь же масштабным, сколь и неожиданным. Первая пластинка молодой (ее участникам тогда было двадцать с небольшим), никому не известной группы год продержалась в списке топовых продаж, а главная тема фильма «Profondo Rosso» закрепилась в итальянских чартах на 15 недель!


Внезапная слава Goblin поразила основателей группы до глубины души. Тогда музыкальный мейнстрим Италии определялся началом эпохи диско: в соседней Франции уже работал Жан-Марк Черроне, а Донна Саммер покоряла чарты своим первым суперхитом «Love To Love You, Baby». На таком фоне востребованность прогрессив-рока – к тому же инструментального – выглядела чудом, а Клаудио Симонетти считал её аномалией. Позднее он вспоминал: «когда мы выступали на ТВ, то выглядели белыми воронами» среди покрытых блестками поп-групп и сладкоголосых певцов, вдохновляющихся Глорией Гейнор или Барри Уайтом

Всего через десять месяцев после выхода фильма «Кроваво-красное» саундтрек к нему был продан тиражом в один миллион копий

Всего через десять месяцев после выхода фильма «Кроваво-красное» саундтрек к нему был продан тиражом в один миллион копий

Что не менее важно, успех Goblin был, вероятно, первым случаем, когда саундтрек к джалло достиг настолько гигантской популярности. Можно предположить, что на руку музыкантам сыграл и своего рода «протестный» фактор. Дело в том, что звук Goblin столь резко отличался как от работ мэтров типа Морриконе, так и от царящей тогда моды на диско, что цеплял именно своей непохожестью ни на что вокруг. Ардженто хотел получить саундтрек мелодичный, но напряженный, способный создать эффект страха, даже если в кадре (еще) не происходило ничего пугающего. Goblin, с их нервным, резким звучанием как нельзя лучше подходили под этот запрос. 


Чтобы лучше понять, о чем речь, достаточно вспомнить их мелодию, звучащую за кадром во время знаменитой сцены с гигантской марионеткой, вылетающей из черноты дверного проема. Или открывающую тему, зарифмованную c детским голоском, задающим контраст к последующей сцене с ясновидящей, описывающей жуткие видения. Музыка Goblin одновременно невинная и нервозная, создавала чувство фоновой тревоги, столь важное для фильма, герои которого постоянно находились под угрозой нападения маньяка.

Благодаря триумфу «Profondo Rosso» Goblin вмиг сделались законодателями мод в саундтреках и не замедлили этим воспользоваться. Следующей их работой для Дарио Ардженто стала музыка к «Суспирии», гибриду готического хоррора и джалло, тоже ставшему культовым. На этот раз ставка была сделана на ломаный, подчеркнуто дисгармоничный ритм, иногда даже режущий слух – музыка здесь не дополняет видеоряд, а часто контрастирует с ним, подчеркивая иллюзорность того мира, в котором оказывается главная героиня. Стоит вспомнить хотя бы сцену, в которой преподавательницы поднимаются на чердак, чтобы выяснить причину появления личинок на потолке женского общежития. Ничего пугающего здесь не происходит, просто несколько человек идут по запыленной комнате – но музыка то и дело играет на нервах, поддерживая ощущение смутной угрозы. 

Третьей коллаборацией Goblin с Ардженто стала работа над саундтреком к зомби-хоррору «Рассвет мертвецов», который снял Джордж Ромеро. Будучи владельцем прав на прокат ромеровского фильма в Европе, Ардженто назвал его «Зомби», перемонтировал и добавил музыкальное сопровождение по вкусу. Получившийся результат наглядно показывает, как разные саундтреки способны менять акценты в восприятии всего фильма. Несмотря на то, что Ардженто сохранил все ключевые сюжетные повороты и сократил фильм меньше чем на 10 минут, его версия зомби-эпика наполнена ощутимо иным настроением. 


В варианте Ромеро большая часть событий происходит либо в тишине, либо под непримечательную, еле различимую музыку, что подчеркивает реалистичный (местами почти документальный) стиль подачи событий. Отстрел ходячих трупов улюлюкающими реднеками, прорыв спецназа в набитые зомби квартиры, или истеричные дебаты на ТВ о том, что делать с живыми мертвецами, выглядят кадрами любительской съемки, усиливая эффект погружения в повседневный кошмар.  

Музыканты Goblin не встречались с Джорджем Ромеро, но ему так понравился их саундтрек, что он решил перевыпустить «Рассвет мертвецов» с музыкой Goblin

Музыканты Goblin не встречались с Джорджем Ромеро, но ему так понравился их саундтрек, что он решил перевыпустить «Рассвет мертвецов» с музыкой Goblin

А для версии Ардженто музыкальное оформление от Goblin задает тон веселого, но опасного сафари на руинах цивилизации. Под нервозные мелодии главные герои пробираются в заброшенный торговый центр, а потом организуют себе шопинг-тур с расстрелом неповоротливых зомби, используя их как идеальные мишени – потенциально угрожающие, но абсолютно безопасные для тех, кто умеет оставаться аккуратным. С легкомысленными композициями в середине и финале фильма контрастирует главная тема – «медленный», слегка заунывный звук разворачивающейся катастрофы. Постоянно противопоставляя энергичные и меланхоличные мелодии, Ардженто создает иную эмоциональную палитру, благодаря которой «Рассвет мертвецов» больше похож на хоррор-боевик, чем на триллер о выживании. 

Фильм стал кассовым хитом во многих странах, обрел культовый статус, а в Италии поднял волну зомби-хоррора (вскоре Лучио Фульчи выпустит свой шокер «Зомби 2», продвигаемый как сиквел ромеровской работы), не спадавшую еще лет десять. К сожалению, для Goblin сотрудничество с Дарио Ардженто на этом проекте стало последним. Разумеется, группа оставалась в чартах и еще не раз записывала саундтреки к приметным фильмам: например, для итальянской версии «Патрика», хоррора о парализованном телепате,iили для некрофильской хоррор-драмы «За пределами тьмы». Но пик славы Goblin в классическом составе уже остался позади. Через пару-тройку лет главные участники разбрелись по другим командам или начали сольные карьеры. Симонетти выбрал второй путь – и вскоре добился на нем больших успехов. 

Соло Симонетти 


С началом 1980-х джалло выходят из моды, и на жанровом рынке Италии все чаще встречаются разнообразные зомби-хорроры, постапокалиптические боевики или слэшеры. А эпоха диско сменяется расцветом синтезаторного саунда в разных его вариациях, от нью-вейва через hi-NRG и синтипоп. Клаудио Симонетти, умелый электронщик, в этих условиях без труда находит применение своим талантам. Но работая с массой новых режиссеров, Симонетти не прекращает сотрудничать со своим давним другом Ардженто, записав ряд ярких композиций к нескольким его фильмам того времени. Так что распад Goblin стал для Симонетти лишь прологом к зениту собственной карьеры как мастера хоррор-саундтреков.

Клаудио Симонетти утверждает, что «Демоны» Ламберто Бавы позволили ему начать писать электронную музыку

Клаудио Симонетти утверждает, что «Демоны» Ламберто Бавы позволили ему начать писать электронную музыку

Пожалуй, самой знаменитой сольной работой Симонетти стала музыка «Демонов» - культового хоррора Ламберто Бавы о чудовищах, истребляющих зрителей в стенах кинотеатра. Заглавная тема «Demon», звучащая на открывающих и закрывающих титрах, с ее бодрым, моментально цепляющим ритмом, вошла в золотой фонд композитора, обзавелась множеством ремиксов и годами исполнялась на концертах. Кроме того, Симонетти записал музыку для кровавого фэнтези-экшена «Завоевание» (полную неожиданно лиричных фрагментов с флейтой), каннибальского экшен-хоррора «Режь и беги», а также сайфай-экшена «Новые Варвары» (более традиционные, но вполне добротные работы). 

Но лучшие саундтреки Симонетти по-прежнему связаны с фильмами Ардженто. В частности, для джалло «Дрожь» он ненадолго воссоединился с коллегами по Goblin и эффектно поэкспериментировал с электронными мелодиями. А для позднего арджентовского джалло «Ужас в опере» Симонетти изящно соединил возвышенные арии с синтезаторамиi. Наконец, невозможно обойти вниманием и главную тему, записанную Симонетти для мистического слэшера «Феномен».

К началу 1990-х итальянский хоррор пришел в упадок, и карьера Симонетти застопорилась. Выход из тупика музыкант нашел, собрав группу Daemonia, которая играла не только обновленные версии классических песен Goblin, но и собственный материал. С этого времени Симонетти почти перестал записывать саундтреки, сосредоточившись на обработке уже хорошо известных публике треков и лишь изредка возвращаясь к музыке для кино. Он по традиции сотрудничал с Ардженто: например, записал трек Mother Lacrimarum для мистического хоррора «Мать Слез» (завершающего трилогию, начатую «Суспирией» и продолженную «Преисподней») с участием Дэни Филтаi. Но все подобного рода проекты для Симонетти стали уже исключением, нежели правилом, поскольку основой точкой приложения усилий стала непосредственно музыка. 

  


Долгое эхо: Goblin, джалло-диско и музыка тревоги

Клаудио Симонетти родился в музыкальной семье — его отец Энрико был очень известным музыкантом в Италии, а также ведущим на телевидении

Клаудио Симонетти родился в музыкальной семье — его отец Энрико был очень известным музыкантом в Италии, а также ведущим на телевидении

Значение работ Goblin и самого Симонетти для музыкального ландшафта 1970-х и 1980-х особенно хорошо просматривается в сравнительной ретроспективе. Если в США бум слэшеров 1980-х не вывел в мейнстрим ни единого значимого автора саундтрековi, то в Италии, благодаря хитам Goblin, музыка к фильмам ужасов стала намного более важной частью хоррор-эстетики. Помимо этого, Goblin выработали новый стиль звучания, отличающийся от привычных всем саундтреков в духе того же Эннио Морриконе или Бернарда Херрмана. Они были одними из первых, кто соединил электронику и хоррор, а Симонетти позже доработал и многократно развил эти находки. 

Видеоплеер загружается... Пожалуйста, подождите.

На пике сольной карьеры в 1980-х, Симонетти был ведущим автором музыки для жанрового кинематографа, создавая музыкальное оформление, которое Николас Виндинг Рефн, говоря о «Дрожи», назвал «диско-хоррором»i. Речь идет о фильмах, в которых саспенс-сцены стилизованы как вычурные видеоклипы: пока хлещет кровь, а нож пронзает плоть, за кадром звучит нервозный синтезаторный бит, превращающий смачные убийства в ритмичный танец смерти. Такого рода музыку делали люди вроде Саймона Босуэлла (саундтрек слэшера «Водолей») или Кита Эмерсона (танцевальный хоррор «Рок-убийца»), однако крупнейшей фигурой электронной волны в итальянских хоррорах 1980-х был все же Клаудио Симонетти, кудесник клавишных, великолепно умеющий извлекать пугающие и чарующие мелодии из плотного потока звуков.

 

Поделиться

Главные темы

Смотреть все
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
Статьи
Мелодии для маньяков: Клаудио Симонетти, Goblin и джалло-диско
50 лет назад – весной 1975-го – в прокат вышел культовый хоррор «Кроваво-красное», ставший образцом джалло. В фильме сочные цвета, изобретательные убийства и стильные кадры идеально дополнял саундтрек от прог-рок-группы Goblin, одним из важнейших участников которой был Клаудио Симонетти, ставший ведущим жанровым композитором. KNMN рассказывает о творческом пути этого выдающегося автора, без которого невозможно представить музыкальную палитру джалло
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Голая невеста, мертвые друзья и настоящая любовь в «Путешествии на солнце и обратно» Романа Михайлова
Опасный перфекционизм, меломания и пытливые почтальоны в «Потерянном письме»
Рецензии
Летун с деревянными крыльями и особенности национальной жизни в сказке «На этой земле» Ренаты Джало