Сегодня, 13 февраля, на российские экраны выходит «Робокоп» Жозе Падильи — попытка перезапуска очередной классической экшн-франшизы. Вспомним предыдущие этапы истории робота-полицейского, олицетворяющего «будущее системы правопорядка».
кадр из фильма
Забавно, что франшиза, одним из постоянных мотивов которой выступает абсурдная «забастовка полицейских» в Детройте (приводящая, разумеется, к перманентному разгулу насилия и мародёрства), пошла под откос именно из-за забастовки — забастовки сценаристов, к которой присоединился Ноймайер на рубеже десятилетий, только-только начав работу над набросками «Робокопа 2». Продюсеры его ждать не пожелали (Верховен мог бы помочь, но он ставить следующую серию отказался — был занят на «Вспомнить всё»), и Мёрфи перешёл в руки Фрэнка Миллера, недавно прославившегося в качестве автора революционно мрачных выпусков бэтменианы для DC Comics. Главные кинематографические прорывы Миллера — «Город грехов» (где писатель выступил со-режиссёром) и «300 спартанцев» — были ещё впереди, не оформившись даже на бумаге. Первое же соприкосновение Миллера с кинематографом вышло неудачей почти катастрофического толка. Кого винить в провале «Робокопа 2» и «Робокопа 3» — серий, которыми были разочарованы и актёры, и, судя по кассе, зрители — неясно; дело, надо полагать, в том, что на всех занятых в производстве талантливых людей не нашлось единой руководящей силы. Далеко не бездарным режиссёрам — Ирвину Кершнеру («Империя наносит ответный удар») и Фреду Деккеру (культовый хоррор «Ночь кошмаров») — не удалось выжать ничего достойного из скучных сценариев и, видимо, пришлось смириться с давлением продюсеров, обрадовавшихся уходу слишком смелого Верховена и взявших курс на уютный игрушечный комиксоид а-ля упрощённые «Бэтмены» Бёртона. В итоге увидели свет проходные массовые фильмы Голливуда 1980-х, которые каким-то чудом угодили в девяностые. Типичный антураж прошлого десятилетия — те же панки и чернокожие трансвеститы, заполонившие «Робокопа 3», — в 1993-м году уже никому не были интересны. Сразу после окончания работы над вторым фильмом франшизу покинул и Уэллер; его заменил хороший актёр Роберт Джон Бёрк, звезда ранних фильмов Хэла Хартли, который наверняка чувствовал себя не в своей тарелке на съёмках первого в своей карьере блокбастера. Третий фильм даже наполовину не отбил свой бюджет в прокате, и Мёрфи (по милости сценаристов лишившийся подруги в лице Энн Льюис) перекочевал на экраны поменьше.
кадр из фильма
Первыми издателями, сообразившими, что Робокоп идеально годится на роль супергероя бумажных комиксов, стали вездусущие боссы Marvel. 23 выпуска первого «Робокопа» авторства Алана Гранта (которого чуть позже сменил Саймон Фёрман) увидели свет в 1990-1992 годах, аккурат между вторым и третьим фильмами. Сюжет марвеловских Робокопов, по замыслу, умещается в том же промежутке, хотя и отличается, по сравнению с кинолентами, чуть большей футуристичностью. Классикой этот комикс не стал: Робокоп, при всех своих достоинствах, очень однообразный герой, и единственного извечного конфликта между двумя его сущностями оказалось недостаточно, чтобы разбавить стандартный антиутопический экшн. Вторая и главная комикс-эра в жизни Мёрфи случилась стараниями того же Фрэнка Миллера. Он приступил к дальнейшей разработке темы, от которой не отказывался, несмотря ни на какие провалы, с 1992 года, когда права на комиксы о Робокопе перешли к издательству Dark Horse. Его многочисленные выпуски о Робокопе (а также те, что написаны Стивеном Грантом под руководством Миллера) призваны, видимо, восстановить репутацию писателя в глазах зрителей, разочарованных «Робокопом 2» и «Робокопом 3». Эти комиксы приблизительно основаны на сюжетных ходах обеих лент, но с чуть большей разработкой деталей, интересовавших Миллера, но оставивших равнодушными продюсеров. Отсюда, к примеру, можно узнать, как вскоре после событий «Робокопа 3» представители OCP попытались повесить на Мёрфи ещё одно обвинение в убийстве, а также подробнее проследить историю промывки мозгов Робокопа теми же вечно недовольными злодеями из верхушки корпорации.
Особо следует сказать о первом комиксе про Робокопа, который Миллер написал для Dark Horse в мае-августе 1992 года: «Робокоп против Терминатора». История, в которой на Робокопа начинают охоту роботы из будущего (а он, в свою очередь, решает уничтожить Скайнет, с которой у него общие корни), не просто скрестила две ключевые фантастические франшизы своего времени (и легла в основу популярной видеоигры), но и породила слухи о том, что однажды станет фильмом. Серьёзных оснований для таких ожиданий пока нет, но комикс считается неплохим в кругу фанатов как Робокопа, так и Терминатора. Последние отмечают любопытную деталь о Скайнет, которой нет в оригинальных фильмах и других комиксах: согласно Миллеру, причиной «Судного дня» был не только страх Скайнет перед людьми, но и почти шовинистского толка отвращение к своим порочным и примитивным создателям, которое испытывала всесильная компьютерная сеть.