Гора родила мышь: рецензия на фильм «Ведьмы»

В прокат вышла страшная сказка, снятая Робертом Земекисом по книге Роальда Даля. Несмотря на громкие имена, событием картина не стала, но для одноразового просмотра на Хэллоуин она вполне сгодится.

Алабама, 1968 год. Осиротевшего мальчонку (Джазир Бруно), чьи родители погибли в автокатастрофе, забрала к себе бабушка (Октавия Спенсер) — добрая знахарка и большая поклонница исполнителей лейбла Motown. Однажды мальчик сталкивается со странной женщиной в перчатках по локоть и чем-то вроде тюрбана на голове, и бабуле приходится рассказать внуку о ведьмах — именно так они, оказывается, и выглядят. Спасаясь от нечисти, бабушка и внук переезжают из дома в роскошный отель, не подозревая, что именно здесь соберутся восемь с лишним десятков колдуний во главе с Верховной Ведьмой (Энн Хэтэуэй), в чьей лысой, покрытой струпьями, голове созрел жуткий план — превратить всех американских детишек в мышей.

Зрительский рейтинг на Rotten Tomatoes (всего 39% положительных оценок) может навести на печальные размышления, но — нет, «Ведьмы», конечно же, никакой не провал: это в основном довольно бодрая и местами, как положено (учитывая тот факт, что автор первоисточника — Роальд Даль), жутковатая сказка, которую не стыдно показать детишкам на Хэллоуин. Однако легкое разочарование фильм, безусловно, вызывает: все-таки занимались им не последние люди в индустрии — за режиссуру отвечал Роберт Земекис, сценарий ему помогал писать Гильермо дель Торо, он же спродюсировал кино вместе с Альфонсо Куароном. Увы, «Ведьмы» — тот самый случай, когда гора родила мышь (причем во всех смыслах), и яркая картинка не способна отвлечь взрослого зрителя от эпизодов, вызывающих недоумение. Например, довольно неуклюжей выглядит попытка избавить историю от женоненавистнического акцента оригинала (в наше время звучащего как приговор), переключив внимание на проблему сегрегации и классового неравенства. Ради этого мальчика и его бабушку сделали афроамериканцами, действие перенесли на американский Юг конца 1960-х и разъяснили, что ведьмы губят преимущественно детишек из бедных семей — таких, мол, никто и не хватится. Все эти перемены в итоге выглядят довольно необязательными и не очень-то работают: к примеру, среди самих ведьм хватает темнокожих, а их первой показательной жертвой прямо в отеле становится прожорливый отпрыск напыщенных белых богачей.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

При этом позиционировался фильм как близкая к тексту экранизация (об этом говорил сам Земекис), но касается это лишь условно безрадостного финала. Впрочем, сравнивать экранизацию с книгой — одно из самых бессмысленных занятий в мире, зато можно сопоставить версию Земекиса с первой экранизацией тех же «Ведьм», которую тридцать лет назад снял выдающийся британец Николас Роуг. И сравнение окажется не в пользу новых «Ведьм». Да, Роуг довольно неуклюже пристегнул к своей ленте хэппи-энд, чем вызвал гнев Даля, но в целом у него получилась изобретательная, живая, а главное — по-настоящему жуткая картина (за исключением уже упомянутого финала, который, однако, тоже можно оправдать легким приступом гуманистического пафоса). А еще старая версия — точная и остроумная, без аллюзий ради красного словца: там, где Роуг ловко цитирует эйзенштейновский «Броненосец Потемкин», Земекис с дель Торо за уши притягивают шекспировского «Гамлета». Еще одна не самая хорошая новость: все отчаянные старания Энн Хэтэуэй докривляться до образцовой кэмповой злодейки идут прахом — актрисе, как выяснилось, катастрофически не идет эксцентрика (в отличие от Анжелики Хьюстон в экранизации Роуга, хотя подобные оценки, конечно же, чистая вкусовщина).

Впрочем, в целом, как уже было сказано, «Ведьмы» вполне способны увлечь не слишком насмотренного ребенка, что уже не так плохо. И любопытно, что в Америке фильм, минуя прокат, сразу вышел в интернете — понятно, что не от хорошей жизни, а из-за продолжающей набирать обороты пандемии. Но, по иронии судьбы, именно в потоке средних картин для домашнего просмотра «Ведьмам» самое место — где-то там, на грядке дежурных хорроров, из которых традиционно состоит репертуар стримеров на Хэллоуин и которые можно смотреть вполглаза. Для Земекиса это определенно шаг назад — ведь даже не самая удачная его «Рождественская история» в 2009-м выглядела куда более жуткой и захватывающей.

Поделиться