После очередного подвига майор Булочкин (Николай Крючков) попадает в лазарет и выходит оттуда с запретом летать на истребителях и переводом в… женскую эскадрилью. Теперь асу придется пересесть на «этажерку» У-2 (По-2) и постараться не влюбиться — ведь он с двумя друзьями дал клятву не жениться до конца войны.
Героической комедии Семена Тимошенко в этом году исполняется 77 лет, а выглядит она и сегодня вполне свежо с ее шутками, высмеивающими сексизм. А еще фильм подарил стране две песни, зажившие своей жизнью — «Первым делом самолеты» и «Пора в путь-дорогу».
В марте 1942 года летчика-истребителя Алексея Мересьева (Павел Кадочников) сбивают над Черным лесом Демянского кольца. 18 дней летчик с перебитыми ногами будет пробираться через заснеженную чащу, чудом выживет на оккупированной немцами территории, доберется до своих и снова сядет в кабину истребителя, несмотря на ампутацию ступней обеих ног.
Экранизация повести Бориса Полевого, основанной на реальной истории Героя Советского Союза Алексея Маресьева. Картина Александра Столпера стала образцом военной героической драмы и была отмечена на правительственном уровне — режиссер, оператор и исполнители главных ролей в 1949 году получили Сталинскую премию II степени.
В нелетную погоду экипаж Пе-2, состоящий из трех неунывающих гуманитариев (на гражданке они — учитель, художник и музыкант), не теряет времени даром — летчики становятся своего рода возмутителями спокойствия и даже оказываются на гауптвахте. Но досидеть на ней положенный срок не удастся — именно этот экипаж, по мнению командования, лучше других справится с опасным разведывательным полетом.
Пронзительная лента Наума Бирмана, снятая на излете хрущевской оттепели, абсолютно лишена героического пафоса. Для Олега Даля «Хроника пикирующего бомбардировщика» стала второй военной картиной за один год — в том же 1967-м артист снялся в трагикомедии Владимира Мотыля «Женя, Женечка и "катюша"».
История «поющей» эскадрильи капитана Титаренко по прозвищу «Маэстро» (Леонид Быков) основана на рассказах летчиков-ветеранов — выдумки в картине куда меньше, чем фактов, позаимствованных Быковым из реальных фронтовых историй.
Фильм стал для режиссера и исполнителя главной роли Леонида Быкова главным достижением в карьере и во многом его самой личной работой. Сам постановщик признавался, что решил снять «Стариков», потому что в юные годы сам мечтал стать пилотом и даже пытался поступить в летное училище, куда его не взяли из-за юного возраста и маленького роста. Картина стала культовой.
Киноповесть о подвиге летчиц, которые наводили ужас на немцев ночными бомбардировками и получили от них прозвище, вынесенное в название фильма.
«В небе ночные "ведьмы"» — кино «из первых рук»: его поставила Герой Советского Союза Евгения Жигуленко, которая сама была «ночной ведьмой». Жигуленко командовала звеном 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка 325-й ночной бомбардировочной авиационной дивизии. Фильм стал режиссерским дебютом Жигуленко и снимался в Крыму — там же, где 46-й полк базировался и воевал в 1944-м.
1944 год. Три экипажа минно-торпедного авиаполка ВВС Северного флота атакуют немецкий конвой — домой вернется лишь один самолет из трех. Гибель двух экипажей и возвращение в полк после ранения старшего лейтенанта Белоброва (Родион Нахапетов) запустят цепь драматических событий.
Картина Семена Ароновича — экранизация неоконченной повести Юрия Германа, которую дописали и превратили в сценарий Светлана Кармалита и ее муж (и сын писателя), режиссер «Проверки на дорогах» и «Двадцати дней без войны» Алексей Герман. Война в «Торпедоносцах» — трагедия, которая выходит далеко за рамки театра военных действий, въедаясь в детали мирного быта и разрушая жизни тех, кто ждет летчиков на земле.
История подвига летчика-истребителя Михаила Девятаева (Павел Прилучный), который 8 февраля 1945 года вместе с группой заключенных совершил побег из концлагеря на острове Узедом, угнав бомбардировщик Heinkel He 111 и доставив ценные сведения о ракетах Фау-1 и Фау-2.
Режиссеры Тимур Бекмамбетов и Сергей Трофимов позволили себя ряд художественных вольностей. Например, в фильме в погоню за сбежавшим на немецком самолете Девятаевым отправляется его бывший товарищ, летчик-истребитель Николай Ларин (Павел Чинарев), переметнувшийся к немцам. В действительности же беглецов преследовали сначала немецкий ас Гюнтер Хобом, а затем возвращавшийся с задания полковник Вальтер Даль. Спустя годы Девятаев даже встретился с Хобомом во время своего визита в Германию.
В декабре 1941 года Николая Комлева (Петр Федоров) сбивают в воздушном бою. Летчик умудряется посадить свой Ил-2 в лесу, а затем, превозмогая боль от ранения в ногу, холод и голод, отбиваясь от стаи волков и спасаясь от немцев, он пробирается к своим. Впереди — ампутация обеих ног, встреча с возлюбленной и возвращение за штурвал самолета.
«Летчик» можно воспринимать как новую экранизацию «Повести о настоящем человеке» Бориса Полевого или ремейк фильма Александра Столпера, но на самом деле режиссер Ренат Давлетьяров и сценаристы Алексей Тимошкин и Сергей Ашкенази пошли дальше: их герой Комлев — собирательный образ девяти реальных советских пилотов, которые в годы Великой Отечественной вернулись в строй, несмотря на ампутацию ног.
История первой бомбардировки Берлина, которая была проведена в ночь с 7 на 8 августа 1941 года в ответ на разрушительные налеты немцев на Севастополь, Смоленск и Киев, а также на бомбардировку Москвы. Все 15 бомбардировщиков ДБ-3, вылетевшие на задание, вернулись домой — это был не только самый первый, но и самый успешный из всех авианалетов на столицу рейха, проведенных советской авиацией с 7 августа по 5 сентября 1941-го.
Режиссер Константин Буслов стремился к максимальной достоверности картины: консультировал кинематографистов генерал-полковник, Герой Советского Союза Василий Решетников, который сам участвовал в бомбардировках Берлина — во время работы над фильмом ветерану было 102 года.