ДОКТОР ТВОЕГО ТЕЛА: все боди-хорроры Дэвида Кроненберга — от худшего к лучшему

ДОКТОР ТВОЕГО ТЕЛА: все боди-хорроры Дэвида Кроненберга — от худшего к лучшему
В прокате идут «Преступления будущего» — новый боди-хоррор Дэвида Кроненберга. По такому случаю Дмитрий Соколов ранжировал все тематические работы знаменитого канадца.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В Нью-Йорке начала 1950-х дезинсектор Уильям Ли (Питер Уэллер) обнаруживает, что рядом с людьми живут гигантские разумные жуки, и становится их тайным агентом. Первое же задание Уильяма кончается смертью его жены, и он бежит в загадочную Интерзону, где втягивается в хитросплетение интриг вокруг нового наркотика «черное мясо».

«Обед нагишом» снят по автобиографической книге Уильяма C. Берроуза — одного из главных писателей-битников. Правда, события реальной жизни Берроуза здесь настолько плотно переплетаются с психоделическими образами, что изучать по фильму жизненный путь автора бессмысленно. «Обед нагишом» стал культовым — во многом благодаря поражающим воображение монстрам, окружающим главного героя: от жукообразной пишущей машинки до многоножки с человеческими ягодицами.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В недалеком будущем у некоторых людей начинают спонтанно расти неизвестные органы, удаление которых превратилось в особый вид перфоманса, а Сол Тенсер (Вигго Мортенсен) и его партнерша Каприс (Леа Сейду) — звезды этого нового искусства. Приняв одно рискованное предложение, Сол и Каприс оказываются втянутыми в борьбу между подпольным сообществом революционеров и новой полицией нравов.

Под оболочкой детективного сюжета здесь скрывается размышление о том, насколько устойчива человеческая природа. Дэвид Кроненберг соединяет стилистику «Экзистенции» и психологию «Автокатастрофы» (еще одной важной картины режиссера о телесных трансформациях, хотя хоррором она при этом не является), показывая жутковатый, но вполне достоверный мир, в котором сексуальность выражается с помощью хирургии, а боль становится художественным инструментом.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Братья-близнецы Эллиот и Беверли (Джереми Айронс) работают гинекологами в престижной клинике. Циничный Эллиот регулярно соблазняет пациенток, а когда устает от любовниц — передает их застенчивому брату. До поры схема работает без сбоев, но когда в клинике появляется актриса Клэр (Женевьев Бюжо), отношения братьев начинают трещать по швам.

В основе фильма лежит реальная история братьев Маркус, в 1970-е работавших в элитной нью-йоркской клинике. Но Кроненберг больше фокусируется не столько на подробностях их частной жизни или карьеры, сколько на исследовании связей между психологией и физиологией. Это редкая для режиссера картина, выстроенная вокруг романтической линии: режиссер изучает динамику токсичных отношений в любовном треугольнике, показывая их разрушительный эффект.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

В монреальском жилом комплексе «Старлайнер» ученый убивает молодую женщину и кончает с собой. Затем среди жителей начинается череда убийств и изнасилований, не имеющая никакой видимой причины. Но коллега самоубийцы, доктор Лински (Джо Силвер), понимает: в здании расплодились искусственно выведенные паразиты, усиливающие примитивные инстинкты человека — агрессию и сексуальность.

В дебюте Кроненберга любопытно сочетание диковатого (характерного для эксплотейшна) сюжета и продуманного подтекста. Кроме того, это, пожалуй, самый нигилистический боди-хоррор знаменитого канадца: финал здесь на удивление мрачен — впрочем, это можно считать одной из провокаций режиссера.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Психотерапевт Рэглан (Оливер Рид) работает над новым методом лечения ментальных расстройств. Его пациентка Нола (Саманта Эггар) переживает развод с мужем Фрэнком (Арт Хиндл) и решает вопрос об опеке над дочерью. Однажды Фрэнк замечает у дочки царапины и пытается оградить ее от визитов матери. Но вскоре люди вокруг Нолы начинают умирать, и Фрэнк решает присмотреться к доктору Рэглану и его терапии.

В третьем фильме еще чувствуется дух малобюджетных хорроров, но уже хорошо заметно, что жанровое обрамление для Кроненберга не более чем средство демонстрации того или иного авторского тезиса. В данном случае весь фильм можно считать метафорой развода и распада человеческих связей вообще, а также исследованием идеи о том, как эмоции формируют физическую реальность.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Роуз (Мэрилин Чемберс) и ее бойфренд попадают в аварию. Чтобы спасти девушку, врачи применяют экспериментальный метод лечения, в результате которого у Роуз появляется под мышкой новый орган, напоминающий жало — и высасывающий человеческую кровь. Обуреваемая приступами голода, Роуз бежит из клиники и отправляется в родной Монреаль. Вскоре жертвы Роуз превращаются в таких же мутантов.

«Бешеная» может считаться логическим продолжением первого фильма Кроненберга: если в «Судорогах» зараженные вырывались из замкнутого пространства на волю, то здесь эпидемия насилия охватывает целый город. Примечательно, что главную роль исполнила одна из самых известных порноактрис того времени Мэрилин Чемберс — и даже получила за свою работу уважительные отзывы критиков.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Во время презентации игры «Экзистенция», основанной на биотехнологиях и стирающей грань между реальным и виртуальным мирами, на разработчицу Аллегру Геллер (Дженнифер Джейсон Ли) совершается покушение, из-за чего единственная копия игры оказывается повреждена. Чтобы протестировать целостность игровой среды, Аллегра погружается в «Экзистенцию» и выясняет, что стала частью заговора.

Фильм вышел в один год с «Матрицей», и его нередко сравнивали с ней, но это сравнение поверхностно. Для начала, очевидна разница между хайтеком у тандема Вачовски и биопанком у Кроненберга. Но важнее всего, что месседж «Экзистенции» противоположен пафосу «Матрицы»: в мире, где искусственный интеллект расширяет границы человеческих возможностей, более продуктивно слияние с машинами, а не война против них.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Среди обычных людей время от времени рождаются «сканеры», обладающие психокинезом и телепатией. Нанятый крупной компанией сканер Кэмерон Вэйл (Стивен Лэк) должен обезвредить психопата Дэррила Ривока (Майкл Айронсайд), возглавляющего подпольное сообщество сканнеров, угрожающее человечеству. Так Вэйл оказывается в эпицентре тайной войны между двумя фракциями сканеров.

«Сканеры» стали первым проектом Кроненберга, привлекшим к нему внимание широкой аудитории. В 1990-х были даже попытки расширить их до франшизы, хоть и без особого успеха. Но для нас фильм интересен прежде всего тем, что намечает темы, важные в поздних работах Кроненберга: связь между телом и сознанием, границы человеческой природы и значение боди-модификации как силы, преобразующей общество.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Макс Ренн (Джеймс Вудс), владелец небольшой телестанции в Торонто, в поисках сенсации натыкается на поток пыточного порно «Видеодром». Начав передавать выпуски «Видеодрома» с помощью своей станции, Ренн выясняет, что за проектом стоит целое движение. Пытаясь выйти на создателей программы, Макс становится пешкой в битве подпольных сообществ, использующих телесети для управления массовым сознанием.

Визионерский боди-хоррор Кроненберга оказал мощное культурное влияние на последующие поколения кинематографистов. Дело не только в спецэффектах (помните кассету, загружаемую прямо в тело?), но и в том, что «Видеодром» предвосхитил многие тенденции развития киберпанка. И больше того: идея о том, что информационные потоки в современном мире — мощный инструмент манипуляции людьми, выглядит более убедительной именно в эпоху постправды, когда эмоции в общественных дискуссиях зачастую становятся важнее фактов.

Кадр из фильма

Кадр из фильма

Ученый Сет Брандл (Джефф Голдблюм) работает над созданием устройств для телепортации — телеподов. После того как испытания с предметами и обезьянами завершаются успехом, Брандл решается телепортировать себя. Но за секунду до перемещения в телепод залетает муха: ДНК человека и насекомого сливаются, и вскоре с Брандлом начинают происходить жуткие мутации.

«Муха» по праву считается одним из главных хоррор-хитов 1980-х, а заодно и образцовым ремейком, который превзошел оригинал: первая версия вышла в 1958-м и запомнилась в основном благодаря впечатляющим по тем временам спецэффектам. Но если в первом фильме человек и муха «обменялись» головами и одной конечностью, то в версии Кроненберга они стали единым целым — чудовищным гибридом, превращение в который режиссер сделал центральным элементом сюжета. Эта болезненная трансформация показана и разыграна как драма ученого, совершившего великое открытие, но заплатившего за него ценой потери своей человечности.

Поделиться