В картине «Жизнь впереди» сочетаются хулиганский юмор и довольно серьезные, даже драматические темы о несбывшихся мечтах, скоротечности жизни. Как бы вы охарактеризовали главный посыл картины?
Идея фильма и первый вариант сценария были созданы Андреем Першиным (Жора Крыжовников — прим. ред.) с Алексеем Казаковым. С одной стороны, их юмор, который зрители оценили и в «Горько!», и в «Горько! 2», и в «Самом лучшем дне» — хулиганский, переступающий грань, взбалмошный и народный, а, с другой — очень жизненный, трогающий, цепляющий. Я думаю, что персонажи, которых они придумали, и их проблемы — близки каждому. Мы узнаем в них или самих себя, или одноклассников, или друзей. Конечно, очень большую роль в картине сыграл и Карен Оганесян, который не только точно поставил эту историю, но и грамотно подобрал актеров под каждую роль. Я бы не стал ограничивать посыл фильма какой-то одной мыслью. Я бы сравнил это кино — как бы странно это ни прозвучало — с романом «Сто
лет одиночества». Потому что и в том, и в другом случае сложно конкретно сказать, о чем эти произведения. Они о жизни, о любви, о нас всех.
Персонажи в фильме молодые, им чуть больше 30-ти. Но такое ощущение, что практически все они несчастные. Что такое с этим поколением?
Я бы не сказал, что тут речь о конкретном поколении, я думаю, это портрет всей нашей страны. Достаточно зайти в обычный продуктовый магазин и что-то спросить у продавца — с каким лицом на тебя посмотрят? Сколько недовольства ты получишь в ответ? Это, наверное, наш менталитет — все время быть недовольными, грустными и разочарованными. С другой стороны, может это нам как раз помогает относиться ко всему по-философски и преодолевать серьезные катаклизмы. В любом случае, наш фильм нужно отчасти воспринимать как басню. Все герои тут — и это тоже отличительная черта проектов Андрея Першина — даны в определенном гротеске, с преувеличенными характерными недостатками и проблемами. Автор действует на зрителя через юмор к сердцу. Сначала привлекает через смех — аудитория начинает эмпатировать героям, привязываться к ним, и тогда уже в доверительных отношениях рассказывает ей что-то серьезное.
Герои фильма, хоть и успели стать взрослыми, но так и не пережили свои школьные проблемы — влюбленности, обиды. Насколько вам это близко? Испытываете ностальгию?
В этом вопросе я не могу быть показательным примером, потому что сменил 5 школ. У меня нет такого, чтобы я провел в одном классе 11 лет. Если говорить про фильм, то тут под переживаниями школьных проблем не имеется ввиду, что кто-то не может забыть драку в 5 классе. Речь о том, что в школе под влиянием общения с одноклассниками закладываются черты характера, которые затем лишь укрепляются и становятся неотъемлемой частью нас. Поэтому, наверное, всем так интересно узнать, что стало с их школьными товарищами через несколько лет. Кстати, когда только появились «
Одноклассники» и «
Вконтакте», я тоже поддался любопытству и, честно, был крайне удивлен тем, что стало с людьми, с которыми я учился, как они изменились.
Приятное удивление?
По-разному. Это мне еще напомнило наш учебный спектакль «
История мамонта» по книге Алексея Иванова «Географ глобус пропил». Там главный герой случайно встречает свою школьную любовь. Она была главная красотка класса, в нее были влюблены все. И вот спустя 10 лет он видит сильно располневшую даму с ребенком, несчастную, одинокую и со смиренной тоской в глазах. Вот такими эпизодами полон и наш фильм — ностальгией, которая подчас приносит не самые приятные эмоции.
В вашей фильмографии можно обнаружить картины самого разного уровня — от блокбастера «Горько» до фильма «не для всех» «Метаморфозиса». Где вам лично интереснее сниматься — в больших коммерческих или артовых проектах?
Мне интересны любые проекты, если за ними стоят действительно талантливые люди. Мне, например, очень хочется сняться в ужастике, безумно интересно попробовать себя в этом пространстве. Мне нравится сниматься и в драме, и в комедии. Не так давно снялся в эротическом триллере «Параллельные прямые пересекаются в бесконечности». Мне кажется, профессия актера не заключается в одном жанре или в одном амплуа. Поэтому я не согласен со многими продюсерами и режиссерами, которые актера, сыгравшего злодея, потом зовут исключительно на роли злодеев, или, если ты сыграл подкаблучника — только такие роли и предлагают. В зарубежном кино больше идут на риск, дают шанс актерам раскрываться более разнообразно. У нас с этим сложнее. Так что я открыт к любым предложениям (смеется).
Насколько вам было бы интересно попробовать себя в иностранном кино? И видите ли вы реальные перспективы для отечественных актеров в этом смысле?
Мне это очень интересно, и я веду определенную деятельность в данном направлении. Наши актеры уже довольно активно снимаются за рубежом. Мой однокурсник Гриша Добрыгин, Данила Козловский, Светлана Ходченкова, Константин Хабенский. Это не является чем-то за гранью фантастики. Другое дело, что у иностранцев, возможно, в виду политических ли, социальных ли аспектов, но есть некий блок, который не дает активнее работать с нашими актерами.
Вернемся к нашему кинематографу. Как бы вы оценили его уровень на сегодняшний день?
На «троечку». Конечно, наш современный кинематограф еще молод и активно развивается. Мы видим удачные попытки в сегменте мейнстрима, больших проектов. Но, конечно, это все пока не дотягивает... В первую очередь, у нас проблемы со сценариями. Смотришь американские фильмы, и кажется, что голливудские мастера как будто уже рождаются со знанием секрета, как нужно писать. Как тонко, грамотно расставлять арки, сюжетные повороты. У нас вроде и кучу книжек издали, и приезжают специалисты с мастер-классами, и все учатся, и столько школ открылось — должно что-то меняться... Но тут надо учитывать и проблемы системы финансирования. Фонд кино и Министерство культуры выделяют деньги одним и тем же, так скажем, проверенным людям, которые уже успели выпустить хорошие проекты. Это достаточно закрытая система, в которую сложно попасть новичкам. И другой минус — питчинги происходят раз в год. Соответственно, нужно за год успеть придумать проект, написать сценарий, запустить производство. Сроки очень сжаты, и эта спешка отражается на том, что мы видим на экране. Нет хорошей подготовки, нет постпродакшна. Зачастую нет правильного рекламного хода. Бывает, что рекламы на фильм полно — но по факту продюсеры просто вбухали кучу денег, но не продумали, как грамотно преподнести проект своей целевой аудитории. Так что пока я бы «троечку» поставил. Но ничего, мы стараемся. И, между прочим, троечники в школе очень часто добиваются потом серьезных успехов. Я сам был троечником (смеется).
Каковы ваши дальнейшие планы?
Скоро выйдут два сериала на СТС, «Отель «Элеон 3», и «Психологини». Должны доснять космический фильм «Проект Gimini». И я готовлюсь к продолжению съемок фильма Олега Лукичева «Тубабу».