Сегодня в 66-й раз стартует Каннский кинофестиваль. Дабы лучше представлять, выбор устроителей, мы решили пройтись по всем фигурантам основной конкурсной программы. Простого списка участников хватит, чтобы понять — всё, как всегда, очень серьёзно.
Франция-Дания. Реж. Николас Виндинг Рёфн кадр из фильма
Новый фильм датчанина Николаса Виндинга Рёфна расскажет запутанную историю мести. В главных ролях: обязательный Райан Гослинг, красиво стареющая Кристин Скотт Томас и кинематографичный Таиланд. После приза за режиссуру в 2011 году (за «Драйв») Рёфна можно смело вписывать в шорт-лист фаворитов конкурса. В его лице Каннский кинофестиваль, кажется, нашёл ещё одного скандинава (на второго, своего любимца, киносмотр сильно обиделся в том же 2011-м, но недавно простил), фильмы которого всегда будут желанными гостями на Лазурном побережье. Франция. Реж. Роман Полански
кадр из фильма
Спустя 11 лет после триумфа «Пианиста» в Канны возвращается Роман Полански. На этот раз с экранизацией романа Леопольда фон Захера-Мазоха. Максимально аскетичные условия задачи — драматург проводит прослушивание актрисы. В кадре лишь двое: супруга режиссёра Эмманюэль Сенье и Матье Амальрик. А это значит, что, как и в прошлой работе классика «Резня», всё будет держаться на диалогах и игре заявленных лицедеев. США. Реж. Джоэл и Этан Коэны
кадр из фильма
Завсегдатаи Каннского кинофестиваля братья Коэны представят музыкальную драму о талантливом гитаристе, который, по целому ряду объективных и субъективных обстоятельств, не может начать играть. Сделавшие внушительный для себя перерыв в три года (последний раз такое случалось в начале 90-х), Этан и Джоэл приезжают на фестиваль в статусе заочных фаворитов. Несложно допустить, что густой коктейль из фолк-музыки и фирменного коэновского юмора произведёт сильное впечатление на жюри во главе с сентиментальным Стивеном Спилбергом. Голландия. Реж. Алекс ван Вармердам
кадр из фильма
Главный голландский режиссёр Алекс ван Вармердам (давным-давно сбежавший в Голливуд Пол Верховен не в счёт) впервые (!) представит свой фильм в конкурсной программе Каннского кинофестиваля. Его Боргман — господин Никто, проверяющий на прочность устои обычной голландской семьи. К привычному для режиссёра сочетанию драмы и комедии тут, похоже, будет добавлена и саспенс-составляющая. Можно быть уверенным, что любимец Венецианского биеннале (призы за «Платье» и «Последние дни Эммы Бланк») не затеряется и на новом для себя месте. Италия-Франция. Реж Паоло Соррентино
кадр из фильма
Итальянец Паоло Соррентино давно чувствует себя на Каннском кинофестивале (четыре фильма в конкурсной программе, два из которых были удостоены наград) как дома. На этот раз режиссёр представит своеобразный оммаж феллиниевской «Сладкой жизни». 65-летний писатель с нескрываемым презрением следит за ярмаркой тщеславия, разворачивающейся на фоне римских рассветов и закатов. Серьёзность намерений Соррентино подтверждает и внушительный хронометраж — 150 минут. США. Реж. Стивен Содерберг
кадр из фильма
Свой последнюю киноработу в статусе режиссёра — «Побочный эффект» — Стивен Содерберг представил на прошедшем Берлинском кинофестивале. Это не остановило отборщиков Канн, и они взяли в конкурс его телефильм для канала HBO, который по многочисленным заверениям американца совершенно точно станет его «последней гастролью». «За канделябрами» — биопик скандально известного пианиста и конферансье Владзиу Валентино Либераче, не скрывавшего свой нетрадиционной сексуальной ориентации в пуританские 60-е и 70-е. Все помнят о «Золотой пальмовой ветви», полученной 26-летним Содербергом за свой полнометражный дебют «Секс, ложь и видео». Логично, что на заслуженную «пенсию» его проводят именно в Каннах. США. Реж. Александер Пейн
кадр из фильма
Мастер драмедии Александр Пейн вновь ступает на территорию условного road-movie. Сын и отец, находящиеся в сложных, едва ли не враждебных отношениях, отправляются в путешествие через полстраны за получением лотерейного выигрыша. Предыдущий фильм Пейна, участвовавший в конкурсной программе Каннского кинофестиваля, — «О Шмидте» — был примерно о том же самом (продолжительная поездка как повод разобраться в самом себе), с той лишь разницей, что на месте сына и отца был один сварливый старик в исполнении Джека Николсона. Франция. Реж. Франсуа Озон
кадр из фильма
Завсегдатай Берлинского и Венецианского кинофестивалей Франсуа Озон лишь второй раз (первый был в 2003 году с фильмом «Бассейн») за карьеру представит свою новую картину на Лазурном побережье. Француз решил обратиться к теме благодарной, но очень сложной, взяв на прицел любовные переживания 17-летней девушки. Вне зависимости от сюжетных перипетий можно быть уверенным, что Озон снял интимное и утончённое кино. Франция. Реж. Абделатиф Кешиш
кадр из фильма
Тунисец Абделатиф Кешиш дебютирует в конкурсе Каннского кинофестиваля (до этого все премьеры случались в Венеции) с историей о сложных взаимоотношениях двух женщин. Молодая Адель начинает дружить с более старшей Эммой. Потом, по примеру новой подруги, перекрашивает волосы в синий цвет. Чуть позже понимает, что влюбилась. Реакция окружающих заставляет бороться за собственное счастье. Япония. Реж. Такаши Миике
кадр из фильма
Главный японский режиссёр-трудоголик Такаши Миике в последние годы стал частым гостем на Лазурном побережье. И дело тут не только в уважении к количеству его фильмов, но прежде всего к их качеству (которое очевидным образом с начала нулевых пошло в гору). «Соломенный щит» — классический триллер с элементами боевика. Правда, когда речь заходит о работах Миике-сана, любые жанровые определения отступают на второй план. Япония. Реж. Корэ-Эда Хирокадзу
кадр из фильма
Японец Корэ-Эда Хирокадзу начинал свою фестивальную жизнь в Венеции, где получил за дебют «Иллюзии Мабороси» приз за лучшую режиссуру, но в нулевые был перехвачен Каннами, куда его в третий раз приглашают в основной конкурс. Здесь он пока ничего не выигрывал, но всегда уверенно выполнял первостепенную для Канн задачу по поддержанию высокого художественного уровня. По «Дистанции» (2001) и «Никто не узнает» (2004) хорошо видно, что автор он вдумчивый, обстоятельный и бесконечно грустный. Даже без каких-либо прорывов и фестивального золота лет через десять Хирокадзу спокойно перейдёт в разряд классиков. Впрочем, жюри Каннского фестиваля может этот процесс существенно ускорить. Китай. Реж. Цзя Чжанкэ
кадр из фильма
«Независимый» китайский режиссёр Цзя Чжанкэ («Золотой Лев» Венецианского кинофестиваля за «Натюрморт» 2006 года) никогда не связывал себе руки госфинансированием своих фильмов, потому всегда и много думал и говорил о судьбе современного Китая в пессимистических тонах. После череды документальных работ, уместившихся в последние пять лет, он возвращается с упакованными в один фильм четырьмя историями из пролетарской жизни четырёх китайских провинций. Диагноз, как всегда у Цзя Чжанкэ, звучит как приговор: страну медленно, но верно разрушают жестокость и насилие. Обещанный автором экшн пока представляется довольно слабо, но планку ожидания поднимает отменно. Чад. Реж. Махамат-Салех Харун
кадр из фильма
Махамат-Салех Харун в этом году отвечает в конкурсе не только за родной Чад, но и за весь африканский континент. Называть Харуна и «Григри» обязательной фестивальной экзотикой, пожалуй, некорректно. Скорее, перед нами опытный фестивальный боец — хотя, безусловно, довольно экзотический — с наградами Каннского и Венецианского кинофорумов. В 2011 году, когда «Золотую пальмовую ветвь» вручили «Древу жизни» Терренса Малика, Харун был членом жюри основного конкурса. Его новый фильм — история молодого человека с парализованной ногой, Григри, мечтающего о карьере танцора, но ради больного дяди идущего работать на бандитов. США. Реж. Джеймс Грей
кадр из фильма
Девушка Ева (Марион Котийяр) оказывается под влиянием харизматичного негодяя Бруно (Хоакин Феникс, которого Грей снимает в четвёртом своём фильме подряд). Тот принуждает её к проституции, но у Бруно, оказывается, есть милый кузен-фокусник Орландо (Джереми Реннер), которому Ева вверяет своё спасение. Джеймс Грей обыгрывает уже знакомую ему иммигрантскую тему в ретро-стиле — действие разворачивается в начале начале 20-х годов XX века в Нью-Йорке. В Каннах давно хотят видеть Грея, причём так сильно, что шесть лет назад в основной конкурс взяли необязательных «Хозяев ночи». Новая попытка, кажется, по меньшей мере, более амбициозной: любимые сквозные мотивы творчества Грея здесь будут встроены в совершенно новый для него антураж. Мексика. Реж. Амат Эскаланте
кадр из фильма
Третья работа мексиканца Амата Эскаланте, большого друга Карлоса Рейгадеса, у которого работал вторым режиссёром на «Битве на небесах». Как самостоятельная единица получил признание на «Сандэнсе» и в Каннах, куда в 2005 году привёз в «Особый взгляд» свой первый полнометражный проект «Кровь». Уезжал Эскаланте с призом ФИПРЕССИ и в статусе надежды нового поколения мексиканского кино, враждебно настроенного к главным экспортным режиссёрам страны — Куарону, Иньярриту, дель Торо. Франция. Реж. Асгар Фархади
кадр из фильма
Ставший после триумфального «Развода Надера и Симин» едва ли не главным иранским режиссёром Асгар Фархади в «Прошлом» впервые работает в Европе с европейским — по большей части — актёрским ансамблем. Главный герой возвращается из Тегерана в Париж, чтобы закончить бракоразводный процесс с женой-француженкой, с которой не виделся четыре года. Здесь он обнаруживает, что у Мари нет контакта с дочерью Софией, решает остаться, чтобы помочь, и узнаёт много нового из их семейного прошлого. Статус главной силы сегодняшнего иранского кино Фархади, пожалуй, пока не по размеру, скорее, стоит говорить об актуальности. Ценность Фархади в его, что называется, «user-friendly» — как для фестивальных тяжеловесов — режиссёрском стиле. С другой стороны, для места в вечности победы одного «Развода» не хватит. «Прошлое» в этом контексте видится фильмом важным — и для режиссёрских амбиций иранца и для более осмысленного определения его в мировой табели о рангах. Франция. Реж. Арно Деплешен
кадр из фильма
Экранизация исследований одного из пионеров этнопсихоанализа Жоржа Деверё. В 1930-е годы Деверё отправляется в США, где занимается полевыми исследованиями в индейских племенах, поначалу столкнувшись с недоверием американских антропологов. У Бенисио Дель Торо главная роль индейца из племени черноногих, ветерана Второй мировой, привезшего с полей сражений букет медицинских симптомов, ни один из которых не может быть объяснён обычными врачами — те ставят шизофрению. Он едет в Канзас, в госпиталь, где работает Деверё (любимый актёр Арно Деплешена Матье Амальрик), самый знаменитый на тот момент специалист, глубоко изучивший психоустройство индейцев. Жорж берётся за его лечение, вылившееся в крепкую мужскую дружбу. Франция-Германия. Реж. Арно де Пальер
кадр из фильма
Фильм по мотивам — с поправкой на географию и исторический контекст — повести Генриха фон Клейста, чья биография, по правде говоря, сама заслуживает экранизации. Честный торговец лошадьми (Мадс Миккельсен), возмущённый произволом, который устроил на своих землях местный губернатор, поднимает целую армию и идёт на того войной. Несмотря на то, что Мадса Миккельсена с некоторых пор стало, определённо, много, сомнений «сдюжит ли?» пока нет. С одной стороны, место в американском телевизоре далеко не всегда становится трамплином в карьере, с другой — когда смотришь на это лицо, понимаешь, что никакая зараза к датчанину, наверно, уже и не прилипнет. Франция. Реж. Валерия Бруни-Тедески
кадр из фильма
Третья режиссёрская работа актрисы Валерии Бруни-Тедески. Первая, «Легче верблюду» — дело было десять лет назад — проехалась по мировым кинофестивалям, заглянув и на ММКФ. Вторая, «Сон предыдущей ночи», уже нашла признание у жюри программы «Особый взгляд» в Канне-2007. Описание нового фильма на официальном сайте фестиваля сюжета касается мало, но наглядно демонстрирует, чего ждут устроители от сегодняшнего европейского кинематографа: семья, крах благополучных буржуа, болезнь, конец света (думается, метафорический) и начало любви. В главных ролях — сама автор и её спутник жизни Луи Гаррель. США. Реж. Джим Джармуш
кадр из фильма
Собственность Marvel Том Хиддлстон и гранд-дама арт-хауса Тильда Суинтон играют влюблённых вампиров, чей роман сквозь столетия добрался до наших дней. Здесь мрачная идиллия отступает: у героини Суинтон есть младшая сестра (Миа Васиковска), из-за которой их отношения приобретают геометрическую форму треугольника, кажется, любовного. Пересидев молодёжное помешательство вампирами, Джим Джармуш выпускает своих кровососов. О привязке к мейнстрим-конъюнктуре речи, конечно, не идёт, хотя режиссёр, как и всё прогрессивное человечество, очень хотел на главную роль Майкла Фассбендера.