Как к вам попал проект «Блокбастера»?
После «Холодного фронта» мы сидели со Светланой Устиновой, Аней Чиповской и Романом Волобуевым (режиссером фильма — прим. ред.), и у нас возникло желание сделать нечто более зрительское. Если «Холодный фронт» был фестивальной историей, то тут у нас криминальная экшн-драма, развлекательное кино. Мы поговорили, и через несколько дней Роман вернулся к нам с поэпизодником, который нам всем невероятно понравился. После этого мы работали над сценарием в плотном сотрудничестве с главными актрисами, под которых он и писался. В отличие от «Холодного фронта», где Волобуев разработал сценарий на основе идеи Даши Чаруши и Светы Устиновой, на «Блокбастере» Рома отталкивался от собственной идеи.
Роман Волобуев, конечно же, большой знаток кино. Какие фильмы вы обсуждали, готовясь к съемкам?
Безусловно, мы вспоминали «Тельму и Луизу», недавний фильм «Джой», но как таковых референсов не было. Роман, наверное, самый насмотренный человек, с которым мне удалось пообщаться в жизни. Критики и киноманы смогут находить отсылки и цитаты в его фильмах до бесконечности. В рекламе мы действительно много работаем с референсами, но в кино пытаемся создать уникальный продукт, а не пародию.
«Блокбастер» очень ценен как пример фильма с сильными женскими героинями. Это было вашим изначальным желанием?
Да, безусловно. Как продюсерам нам было интересно снять женское кино, где героини не просто являются подругами главного героя мачо, а именно сильными персонажами. Чем больше таких героинь, тем лучше. Мы также хотели продемонстрировать потрясающий актерский диапазон Ани и Светы. У них не особенно много возможностей показать его в кино, в отличие от театра.
Как вам удалось привлечь столько звезд даже на маленькие роли?
Это заслуга наших актрис, которые включились в процесс подготовки и вложили много личных отношений в фильм. Наши звездные камео (в «Блокбастере» появляются Юлия Снигирь, Светлана Ходченкова, Мария Шалаева — прим. ред.) — это тот кредит доверия, который есть у наших двух актрис в индустрии.
На фестивале «Кинотавр» Роман Волобуев объявил, что снимает свое имя с титров фильма.
Рома очень хорошо сказал на пресс-конференции, что отношения продюсера и режиссера — это как брак. Он живет своей жизнью, и всякое бывает. Я отношусь к Роме с большим уважением, он невероятно талантливый автор. «Блокбастер» — это его режиссура, его авторство. То, что случилось на «Кинотавре», осталось на «Кинотавре».
Волобуев говорил, что хотел бы когда-нибудь выпустить на видео режиссерскую версию фильма.
Режиссерской версии не существует, Роман сам это на пресс-конференции «Кинотавра» подтвердил. Но мы открыты к тому, чтобы выпустить ее, если она появится. Версия, которую мы выпускаем в прокат, это результат совместной работы с Ромой.
Известный британский продюсер Эндрю МакДональд («На игле», «Неглубокая могила») считает, что для продюсера полезно хотеть быть режиссером, и в киноиндустрии множество примеров, когда продюсер переквалифицируется в режиссера. У вас нет такого желания?
Я невероятно уважаю Эндрю МакДональда, он — один из любимых моих продюсеров, но все же позволю себе не согласиться. Это все индивидуально. У меня никогда не было режиссерских амбиций, и мне достаточно творчества продюсера. Я как раз считаю, что к продюсированию нужно относиться творчески. Это не бухгалтерская работа или работа финансиста. Я повторяю свою любимую фразу, что это профессия, где ты сам выбираешь своего начальника. Продюсирование для нас заключается в поддержке видения человека, которого мы выбрали.
То есть для вас режиссер — это начальник?
В этом идеология нашей компании. Мы ищем авторов, видение которых хотим поддерживать до конца.
А в чем заключается творческая работа продюсера на площадке?
Я присутствовал очень много, потому что очень трепетно отношусь к собравшейся команде: актрисам, с которыми дружу, Роману и оператору Мише Хасая, который, сняв «Холодный фронт», ушел на «Притяжение», а потом с этим новым опытом вернулся к нам на «Блокбастер». Но наша основная работа в качестве продюсеров происходила на этапе пре-продакшна и пост-продакшна.
В каком направлении собирается двигаться ваша компания Hype Film? Фестивальное кино, арт-мейнстрим или какие-то жанровые проекты?
По нашей небольшой фильмографии уже видно, что в разных. Если в рекламе мы системно работаем несколько лет, то кино для нас — стартап. Мы разрабатываем англоязычные проекты (среди них режиссерский дебют Алисы Хазановой «Осколки» — прим. ред.), хорроры, а также не собираемся забывать об авторских картинах. Очень разносторонние проекты, одним словом.
Под хоррор-проектами вы имеете в виду полнометражную версию сайфай-короткометражки «Пассажир»?
Мы не можем сейчас раскрыть наши планы, но мы работаем в том числе над «Пассажиром». Короткометражная версия — это, что называется, proof-of-concept (промо-материалы, создаваемые для доказательства целесообразности работы над проектом — прим. ред.). Это, кстати, часть стратегии работы с режиссерами. Мы с молодым постановщиком Егором Абраменко, очень востребованным на рекламном рынке, придумали эту короткометражку. Это некая сцена из будущего фильма, и важная часть девелопмента полнометражного проекта. Мы работаем над ним с коллегами из компании «Водород» и нашими коллегами и партнерами студией Art Pictures, с которыми мы совместно продюсировали «Мифы» Александра Молочникова.
На «Блокбастере» вы впервые работали с Фондом кино. Многие говорят, что это достаточно сложная бюрократическая процедура.
Вообще нет. Мне кажется, мы попали под волну поддержки, очень нужной для нашей киноиндустрии. Фонд кино активно поддерживает молодых кинематографистов, и это был прекрасный, очень простой процесс. Нам точно не на что жаловаться.