Фильм Пола Верховена — своего рода ответная реакция на исторические картины, которые чрезмерно романтизировали эпоху средневековья. Режиссер решил показать этот исторический период как время, когда жестокость, болезни, бедность и лишения были обычным делом, а смерть от старости — большой редкостью. Похоже, некие высшие силы затею Верховена не одобрили: производственный процесс превратился для голландца в персональный ад (актеры употребляли алкоголь и наркотики прямо на площадке, погода рушила планы), и постановщик всерьез подумывал уйти из кино.
Алан Рикман дважды отказывался от предложения сыграть шерифа Ноттингемского, потому что считал сценарий ужасным, и согласился лишь тогда, когда получил разрешение делать со своим персонажем что угодно. Так, Рикман подключил к процессу своих друзей — драматурга Питера Барнса и комедиантку Руби Вакс: они придумали несколько ярких реплик шерифа Ноттингема, которые режиссер Кевин Рейнольдс внес в сценарий без ведома продюсеров.
Фильм стал хитом, собрав в мировом прокате $390,5 млн при бюджете в $48 миллионов.
Изначально Мел Гибсон планировал ограничиться режиссурой фильма о войне Шотландии за независимость, не совмещая работу постановщика с исполнением главной роли. Актер аргументировал это решение своим возрастом (он был на десять лет старше протагониста — шотландского национального героя Уильяма Уоллеса) и предлагал на главную роль Брэда Питта. Но студия Paramount Pictures согласилась финансировать проект, только если Гибсон сам сыграет главного героя.
Несмотря на множество исторических неточностей, драма Гибсона собрала в прокате сумму в $210 млн, что в четыре раза превысило производственный бюджет, и завоевала пять премий «Оскар» (в том числе в номинациях «Лучший фильм» и «Лучшая режиссура»).
Первоначально планировалось, что фильм поставит Кэтрин Бигелоу, а Люк Бессон ограничится драматургией и продюсированием. Но после того как Бессон настоял на том, что главную роль должна исполнить Милла Йовович (с которой он на тот момент состоял в официальном браке), Бигелоу покинула проект — она-то видела в титульной роли певицу Шинейд О’Коннор.
В ходе создания авторы фильма уделили много внимания персонажам, которые входили в окружение Жанны Д'Арк. Большинство из них (например, Жиль де Рэ, сыгранный Венсаном Касселем) — реально существовавшие личности, а не выдумка сценаристов.
Сюжет картины основан на путевых записках арабского путешественника и писателя X века Ахмеда Ибн Фадлана о его посещении Волжской Булгарии, англосаксонском эпосе «Беовульф» и романе Майкла Крайтона «Пожиратели мертвых».
Готовясь к съемкам, авторы тщательно изучили и обычаи скандинавов. Так, викинги в фильме носят доспехи разных стран (например, у Хэлги шлем римского гладиатора). Это объясняется традицией скандинавов забирать себе доспехи побежденного врага.
Режиссер Брайан Хелгеланд решил использовать в ленте о событиях XIV века музыку из настоящего времени. По мнению постановщика, когда в современных фильмах используется музыка эпохи Возрождения, она не может передать эмоции, которые люди испытывали, слушая ее шестьсот лет назад, — зато современная музыка способна передать это настроение кинозрителю.
Другим неожиданным явлением стало «приглашение» в фильм двух героев «Кентерберийских рассказов» Джеффри Чосера.
А что касается копий, которые в фильме эффектно ломаются и разлетаются на щепки, то внутри древка каждого копья была полость, заполненная чипсами, — они-то и были «щепками».
Съемочная группа работала в сложных условиях. Например, у исполнителя главной роли Шона Бина была возможность присутствовать на съемочной площадке всего пять недель, что заставило подстраивать процесс под него. Некоторые сцены и вовсе снимались очень быстро — один из лесных эпизодов сняли всего за час, успев поймать быстро уходящий дневной свет.
Кроме того, режиссера Кристофера Смита не сразу устроил сценарий: в его первоначальном варианте вторая половина фильма была наполнена сверхъестественными элементами. Смит вымарал из текста и реинкарнацию дьявола, и картины преисподней, переписав сценарий с акцентом на том, что истинный ад таится внутри человеческой натуры.
Алексей Герман задумал экранизировать одноименную повесть братьев Стругацких еще в 1968 году. Режиссер совместно с Борисом Стругацким написал первый вариант сценария и получил разрешение на съемки, но из-за событий 1968 года в Чехословакии проект был заморожен.
Съемки стартовали лишь в 2000-м и продолжались шесть лет. Еще семь лет ушло на озвучивание картины. Герман скончался в феврале 2013-го, не успев доделать фильм — работу над звуком заканчивали его сын, режиссер Алексей Герман-мл., и жена, сценаристка Светлана Кармалита.
Крис Пайн предпочел покинуть очередную часть «Стартрека» и сосредоточиться на роли шотландского короля Роберта I Брюса.
Историческая битва при Лаудон-Хилле, в результате которой 10 мая 1307 года шотландцы победили англичан, снималась в загородном парке Магдок в 10 милях от Глазго. С каждым разом парк становился все более грязным, и помощник режиссера Дэнни МакГрат в рифму повторял после каждого дубля: «There will be mud. There will be blood» («Будет грязь. Будет кровь»).
В основу сценария легли исторические хроники Уильяма Шекспира «Генрих IV, часть 1», «Генрих IV, часть 2» и «Генрих V». Готовясь к съемкам, Тимоти Шаламе и остальные актеры на протяжении нескольких недель тренировались в езде верхом и владении мечом.
Битва при Азенкуре, в результате которой англичане наголову разбили кратно превосходивших их французов, снималась в течение двух недель. В этой сцене приняли участие 300 человек и 80 лошадей. Чтобы добиться от поля, на котором снималась битва, нужного количества грязи, на нем перед съемкой дали порезвиться лошадям, и те основательно изрыли землю копытами.